28.04.2020
«Развитие
сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста»
Программа дошкольного воспитания
групп раннего и младшего дошкольного
возраста в
детском саду на первое место по значимости ставит сенсорное развитие ребенка. И обращает внимание на необходимость развития у
ребенка восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов (их форме, цвете, величине,
запахе, вкусе). С развитием сенсорики (от
лат. sensus — ощущения, также, у ребенка появляется возможность овладения
эстетическими ценностями. С восприятия предметов и явлений окружающего мира
начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют основу
умственного развития.
Значение сенсорного воспитания
состоит в том, что оно:
- является
основой для интеллектуального развития
-
упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с
внешним миром;
-обеспечивает
усвоение сенсорных эталонов;
- развивает внимание;
- развивает наблюдательность;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др.
видов памяти;
- является
основой для развития воображения;
- дает ребенку
возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- позитивно
влияет на эстетические чувства;
- обеспечивает
освоение навыков учебной деятельности;
-готовит к
реальной жизни.
В процессе
всей жизни детей происходит накопление сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, повышение
эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций, связанных с
восприятием явлений окружающего, возбуждение интересов.
Сенсорное развитие в процессе обучения и в повседневной жизни осуществляется
различными методами и средствами.
Любая
содержательная деятельность детей включает как более простые
познавательные процессы- сенсорные,
так и более сложные- мыслительные. Успешное овладение мыслительной
деятельностью в значительной мере зависит от сенсорного развития.
Включенное в
дидактическую систему занятий сенсорное развитие является неотъемлемой частью
умственного воспитания.
Сенсорное развитие влияет на:
• Умственное развитие;
•
Эмоциональное развитие;
• Развитие самостоятельности;
• Развитие отношения
ребенка к окружающему миру.
Задачи сенсорного развития детей раннего возраста:
•
Способствовать развитию
цветоразличения, умению воспринимать величину, группировать,
сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
•Способствовать
формированию у детей зрительного способа обследования
предметов;
•Способствовать развитию зрительной
реакции на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет, величину;
•
Способствовать развитию познавательных процессов;
•Способствовать развитию мелкой моторики.
Для
полноценного развития с самого рождения ребенку жизненно
необходима тренировка органов чувств. Тогда во взрослой жизни он приобретет
способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и
интенсивности.
Дидактическая игра “Бассейн с сюрпризом”
Цель: воздействовать на различные точки кистей, пальцев,
ладоней. Формировать основные сенсорные эталоны:
форма, величина, материал, вес, звук, цвет, воспитывать усидчивость и
терпеливость в работе; снимать эмоциональное напряжения.
Оборудование: тазик, капсулы от киндер-сюрприза, наполненные
различными наполнителями (рис, горох, фасоль, пуговицы, мелкие гвоздики и др.,
мелкие игрушки, попрыгунчики, теннисные мячики и др.
Ход игры:1. Взрослый просит детей искать в «сухом бассейне» различные
мелкие предметы или игрушки. Выставлять их на стол, называя предмет или
игрушку.
Сюда насыпали «сюрпризы», и пальцы
запустили,
Устроив там
переполох, чтоб пальцы не грустили.
Ведь тут не соль,
и не фасоль,
а разноцветные «сюрпризы».
На дне –
игрушки для детей,
мы их достанем
без затей.
2. Взрослый
просит детей найти звучащие капсулы и сравнить их
по звуку, по весу, цвету.
Данное пособие
может сопровождаться музыкой. Так же можно сопровождать игру
стихотворениям с движениями:
ЗАЯЦ В ЛЕСУ
(игра с шумелками – капсулы от киндер – сюрприза наполненные разными
наполнителями)
Жил-был
заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.
Вышел однажды
он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!
(шуршат в тазике содержимым)
Испугался заяц
и бежать.
(стучим киндер – сюрпризом друг
о друга)
Бежал, бежал,
присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!
(стучим по столу
киндер-сюрпризами)
Бросился заяц
бежать.
(стучим по столу ладошками (быстро)
Бежал, бежал,
забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.
(шумим шумелками)
Побежал заяц
из леса к речке
(стучим по
столу (быстро)
А на берегу
лягушки сидели.
Увидели они
зайца - и скок в воду.
(хлопаем ладонями)
Тут заяц остановился и говорит:
- А ведь есть
звери, что меня, зайца, боятся!
Сказал так и
смело поскакал обратно в лес.
(стучим по
столу (медленно) .
После этого,
дети, ищут мелких животных в тазике, выставляют их на стол и играют с ними.