Виды здоровьесберегающих педагогических технологий

08.02.2018

 

 

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий

   

Время проведения

 

в режиме дня

     

Особенности

 

методики проведения

     

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

   

Стретчинг

   

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении

   

Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы

   

Ритмопластика

   

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста

   

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка

   

Динамические паузы

   

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

   

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

   

Подвижные и спортивные игры

   

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп

   

Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр

   

Релаксация

   

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

   

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

   

Технологии эстетической направленности

   

Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп

   

Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса

   

Гимнастика пальчиковая

   

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно

   

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

   

Гимнастика для глаз

   

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

   

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

   

Гимнастика дыхательная

   

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

   

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

   

Гимнастика бодрящая

   

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

   

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ

   

Гимнастика корригирующая

   

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

   

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

   

Гимнастика ортопедическая

   

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

   

Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы

   

       

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)

   

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом

   

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

   

Коммуникативные игры

   

1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста

   

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

   

 

Технологии воздействия цветом

   

Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач

   

Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка

   

Технологии коррекции поведения

   

Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста

   

Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий

   

Психогимнастика

   

1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.

   

Занятия проводятся по специальным методикам

   

Фонетическая ритмика

   

2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. Мл. возраст-15 мин., старший возраст-30 мин.

   

Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий - фонетическая грамотная речь без движений

   

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в нашем учреждении отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: приобщение детей к физической культуре и использование развивающих форм оздоровительной работы. На наш взгляд, нужен комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.

Стремление к комплексности понятно и оправдано, т.к. здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма, требующего индивидуально-дифференцированного подхода. Результат должен заключаться в том, что эффект одной оздоровительной меры  закрепляется в виде устойчивого, константного целостного  психосоматического состояния, которое дает начало воспроизведения в режиме саморазвития.

С нашей точки зрения, совместная творческая деятельность детей и педагога, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка. 

Принципы, лежащие в формировании единства, это:

        принцип  развития творческого воображения – внутреннее условие оздоровительной работы, здесь ребенок условно предстает объектом тех или иных педагогических и медицинских воздействий. И, как показала статистика, благодаря включению ребенком воображения, можно добиться существенных результатов в профилактике и лечении ряда заболеваний: ОРЗ, диатеза, ануреза, отдельных нарушений сердечнососудистой системы и ЖКТ;

        принцип формирования осмысленной моторики. Движение может стать произвольным и управляемым только тогда, когда оно будет осмысленным и ощущаемым. Ребенку предстоит научиться слушать, понимать, уважать и любить свое тело;

        принцип создания и закрепления целостного позитивного психосоматического состояния при различных видах деятельности, который реализуется благодаря многофункциональным развивающим формам здоровьесберегающей работы;

        принцип формирования у детей способности к сопереживанию и содействию.

Формами организации здоровьесберегающей работы являются: физкультурные занятия, самостоятельная деятельность детей, подвижные игры, утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая), двигательно-оздоровительные физкультминутки, физические упражнения после дневного сна, физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами, физкультурные прогулки (в парк, на стадион, в лес), физкультурные досуги, спортивные праздники, оздоровительные процедуры.

Существующие здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:

        Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

        Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;

        Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.

Мы в своей практике используем следующие здоровьсберегающие технологии:

- Динамические паузы - во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры - как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой, средней и высокой  степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация - в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. В нашем детском саду зодан специальный релаксационный кабинет.

Гимнастика пальчиковая - с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Гимнастика для глаз - ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.Хочу такой сайт

Динамическая гимнастика - ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Технологии обучения здоровому образу жизни.

Физкультурное занятие - 2-3 раза в неделю в музыкальном зале. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст-15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)- в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры - 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Занятия из серии «Здоровье» - 1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития. 

Сказкотерапия - 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Технологии воздействия цветом - как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формирует  у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Остановимся  на закаливании, как важном звене в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:

  • закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;  

    •  проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;

      •   проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности;  
  • сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.  
  • Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни нашей группы и всего детского учреждения. Из всего богатого выбора существующих форм закаливания для своих детей мы выбрали несколько: 
  • - нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня;

    - проведение утренней гимнастики на свежем воздухе (старший возраст) в течение года;

    - прогулки на свежем воздухе. При правильной организации прогулка является одним из важных моментов закаливания. Летом, когда температура воздуха достигает в тени 18 -20 градусов, вся жизнь детей переносится на участок. В холодное время года длительность пребывания детей на воздухе 3.5-4 часа в любую погоду в одежде, не стесняющей   активную деятельность ребенка;

    - солевое закаливание с младшего возраста (после динамической гимнастики на дорожки выкладываются мокрые одеяла и дети проходят притопывая по дорожке. В яслях проходят по 3 круга, в младшей группе - 3-4 круга, в средней 4-5 кругов. Первые 5-6 закаливаний воспитатель проходит вместе с детьми по дорожке, показывая каким шагом идти). 

    При карантинном режиме применяем полоскание горла: водой комнатной температуры 3 раза в день температура воды снижается постепенно с 36 градусов до 27.

    Использование специальных форм здоровьесберегающих технологий в нашей группе с применением развивающей программы оздоровления, привело не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников. За период с младшей группы по подготовительную медицинские показатели индекса здоровья наших воспитанников улучшились на _________ заболеваемость ОРЗ уменьшилась на_______

    Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.             

    На протяжении многих лет педагоги ДОУ ведут активную работу  по взаимодействию ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Для  ознакомления родителей с физкультурно-оздоровительными мероприятиями, в ДОУ проводятся: «День открытых дверей», использование информационных технологий, выставка методической литературы по формированию основ здорового образа жизни;  привлечение родителей к организации и участию в спортивных праздниках и развлечениях «Веселые старты», «Папа, мама я – спортивная семья»,  «Лыжный марафон», в экскурсиях,   целевых прогулках, мини-походах.              

    Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду созданы определённые условия.

    В группах созданы уголки физической культуры, где располагаются различные физические пособия, в том числе и для профилактики плоскостопия. В детском саду оборудован физкультурный зал для физкультурных занятий с разнообразным физкультурным оборудованием. Всё это повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении. 

    На территории детского сада  имеется спортивная площадка с «полосами препятствий» (дуги, мишени для попадания в цель, яма для прыжков в длину), гимнастическими стенкам.

                                                                                             

    Комплекс оздоровительных мероприятий по возрастным группам 

    2  младшая группа

    1. Приём детей на улице (при температуре выше -15°)
    2. Утренняя гимнастика в группе 8.15
    3. Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения
    4. Физкультурные занятия
    5.  «Чесночные» киндеры
    6. Фитонциды (лук, чеснок)
    7. Прогулки: дневная ,вечерняя
    8. Оптимальный двигательный режим

    9.Дыхательная гимнастика в кровати

    10. Релаксация перед занятием.

                     

    2 Организация двигательного режима и закаливания.  

     Целью данной программы является обеспечение разностороннего и гармоничного  воспитания ребенка, создание условий для полноценного физического и психологического развития детей,   способствующих сохранению здоровья и охране жизни воспитанников. 

           Задачи: 

        1) Воспитывать у детей привычки здорового образа жизни для повышения    защитных свойств организма, средствами нетрадиционных форм физкультурно-оздоровительной работы. 

         2) Активно привлекать к участию в воспитании здорового ребенка  родителей (законных представителей) воспитанников.

       3) Воспитывать у детей положительное отношение к физическим упражнениям, подвижным играм и закаливающим процедурам, к правилам личной гигиены, соблюдению режима дня. 

      4) Формировать  двигательные умения и навыки    ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями. 

         5) Формировать у воспитанников валеологические знания.

    Основные направления  

         

    Основные направления

         

    Виды деятельности

        

    1.

         

    Оптимизация режима.

         

    - Организация жизни детей в адаптационный период, создание комфортного режима.

    - Определение оптимальной нагрузки на ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

             

    2.

         

    Организация двигательного режима.

         

    - Физкультурные занятия.

    - Утренняя гимнастика.

    - Оздоровительно-игровые и динамические часы на прогулке. 

    - Оздоровительно-игровые и часы двигательного творчества в спортивных уголках групп.

    - Гимнастика после дневного сна 

    - Музыкально-ритмические занятия.

    - Физкультурные досуги, развлечения, праздники.

    - Физкультминутки на занятиях.                               

    3.

         

    Охрана психического здоровья.

         

    - Психогимнастика.

    - Релаксационные игры и упражнения.

             

    4.

         

    Профилактика заболеваемости.

         

    - Дыхательная гимнастика.

    - Нанесение мази «Оксолиновая».

    - Применение назальных капель 

    - Оздоровление фитонцидами (ароматизация помещений). 

    - Закаливание с учетом состояния здоровья ребенка (прогулки; хождение босиком; игры с водой; полоскание зева кипяченой охлажденной водой). 

    - Занятия по валеологии «Моя безопасность».

                             

    5.

         

    Лечебно-оздоровительная работа.

         

    - Витаминотерапия («Компливит-актив», витаминизация третьего блюда).

    - Природные адаптогены (елеутерококк).

                     
       

    В соответствии с этими основными положениями система работы с родителями включает:

       1) ознакомление родителей с результатами диагностики    состояния        здоровья ребенка;

    2)  целенаправленную просветительную работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т.д.;

     3)ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка; 

    4) обучение конкретным приемам и методам оздоровления; 

    5) ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ.

          Таким образом, данный алгоритм физкультурно-оздоровительной работы не только позволяет на деле осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, но и привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение нескольких лет пребывания в ДОУ. 

    Ожидаемые и реальные результаты реализации системного подхода в решении проблем сохранения и поддержания здоровья дошкольников таковы:

    1.  Повышение уровня лечебной и профилактической работы. 

    2.  Введение оптимального режима учебного труда и активного отдыха детей.

    3.  Повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей.

    4.  Осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни. 

    5. Повышение уровня лечебной и профилактической работы.

    6. Введение оптимального режима учебного труда и активного отдыха детей.

    7.  Повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».