29.12.2021
Почему у многих детей сложности с определением того, где «право», а
где «лево»?
Оказывается, у человека нет органа для ориентирования
в пространстве, но эту функцию совместно выполняют зрение, слух и осязание. Чем
больше обогащается жизненный и чувственный опыт, тем проще человеку
ориентироваться и определять стороны правильно. В
целом, исследования показывают, что навыки ориентирования в пространстве тесно
связаны с развитием мышления и речи, поэтому, не развивая эти навыки, мы
тормозим интеллектуальное развитие ребенка.
Учить ребенка различать левую и правую
руку нужно как можно раньше, потому что именно в раннем возрасте процесс будет
проходить естественно, без лишних усилий, слез и появления неуверенности в
себе. С 2-3 лет у малыша начинает формироваться представление о правой и левой
стороне своего тела, а завершается этот процесс к шести годам. Важно обращать
внимание на то, что руки отличаются друг
от друга, это разные части тела, хоть и похожие.
Программа Л.А.Венгер «Развитие» предполагает
углублённое изучение этой темы с детьми в разделе «Ориентировка в
пространстве». Дома необходимо постоянно закреплять с детьми навыки
ориентирования.
Расскажем о способах, как научить ребенка отличать левую сторону от правой:
* Когда вместе с малышом гуляете на улице,
обозначайте словесно свой маршрут. Обращайте внимание ребенка на предметы и
строения вокруг вас и указывайте на то, с какой стороны от вас они находятся. Когда
одеваете ребенка, комментируйте свои действия: надеваем варежку на правую руку,
теперь - на левую, сапог - на правую ногу, теперь - на левую и т.д.
* Пока малыш совсем маленький, можно
воспользоваться яркой ленточкой: завяжите ее красиво на правую руку (или ведущую
руку, если ребенок – левша), и всякий раз, определяя, где право, а где лево,
ребенок будет сначала вспоминать, где ленточка. Позже процесс станет
автоматическим, и ленточка не понадобится. Детям постарше можно надеть на руку
стильные часы (мальчикам) или красивый браслет (девочкам).
* Выучите наизусть стихи о правой и левой
стороне – например, такое:
Правая и левая водят поезда, Правая и левая строят города.
Правая и левая могут шить и штопать, Правая и левая могут громко хлопать.
За окошком ходит ночь, руки так устали…Правая и левая спят на одеяле.
(О. Дриз)
Призовите на помощь мышечную память. Попросите малыша сопровождать чтение
стихотворения движениями.
* Делайте с ребенком веселую зарядку.
Включайте любимые детские песенки и вместе поднимайте поочередно (обязательно
при этом называя) правую руку или левую, делайте шаги, прыжки или наклоны
вправо или влево.
* Проводите с ребенком «тренировки для
продвинутых»: просите его положить руки перед собой и назвать их. Затем пусть
скрестит руки - и снова назовет их. Предложите положить левую руку на правое
колено, достать правой ногой до правого уха, хлопнуть левой рукой по правой
ступне, топать правой ногой и одновременно махать левой рукой и т.д. По
утверждениям специалистов, многие люди лучше запоминают важные вещи в движении.
* Используйте зрительную память: на
картинках в книжках определяйте вместе с ребенком, где у того или иного героя
или животного правый глаз, левая нога, правый ус, левое крыло и т.п.
* Возьмите любое задание - «лабиринт» и
предложите ребенку в точности соблюдать ваши команды. Пусть представит, что
идет в полной темноте, а вы - его «глаза». Чтобы выбраться из лабиринта, нужно
точно следовать инструкциям и не путать право - лево. Если ориентироваться «на
бумаге» ребенку пока сложно, устройте поиски клада «на местности» - в детской
комнате. Спрячьте игрушку-«клад», и помогайте ребенку найти ее при помощи подсказок
(«два шага вправо, шаг вперед, один шаг влево» и т.д.).
* Когда ребенок занят рисованием, просите
его или предлагайте ему нарисовать тех или иных героев или животных в движении
- идущими (бегущими, ползущими) слева - направо или справа - налево.
Будьте последовательны,
настойчивы и терпеливы – и все получится!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.01.2022
Дата обновления: 12.01.2022
Дата публикации: 29.12.2021