Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 18»
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
художественно – эстетического развития воспитанников
Адрес: 623530, Свердловская область, г. Богданович, ул. Гагарина, 21а
телефон 8 (34376) 5-22-62, e-mail: solnischko-18@yandex.ru, сайт: b18.tvoysadik.ru
Пояснительная записка
к организации режима пребывания детей в МДОУ «Детский сад № 18»
(описание режимных моментов)
2025 – 2026 учебный год
Нормативно-правовые основания организации режима пребывания детей в МДОУ
Режим пребывания воспитанников МДОУ «Детский сад №18» общеразвивающего вида с
приоритетным осуществлением художественно – эстетического развития воспитанников
составлен с учетом документов федерального значения:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральный закон от 31.07.2020г. №304 «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
Постановление Главного государственного санитарноговрача РФ «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» №28
от 28.09.2020г.;
СанПиН 1.2.3685-21 от 28.01.2021г. «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
срок действия ограничен с 01.03.2021г. по 01.03.2027г.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования (далее ФГОС ДО);
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России,
Департамента общего образования 28.02.2014г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС
дошкольного образования».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об
утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»
(зарегистрирован 28.12.2022 № 71847).
Локальные документы ДОО МДОУ «Детский сад№ 18»
- Устав Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 18»
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического
развития воспитанников. Утвержден постановлением главы ГО Богданович от 04.12.2024г. №
2494.
Обеспечение безопасности детей в период их пребывания в детском саду
Основанием для организации безопасности детей в период их пребывания в детском саду
являются:
- «Инструкции по охране труда сотрудников детского сада»;
- «Должностные инструкции воспитателя, помощника воспитателя и сотрудников детского
сада».
На основании данных инструкций педагогами МДОУ №18 разработаны «Правила безопасного
поведения для воспитанников детского сада» (см. Приложение1).
Организация режима пребывания детей
в образовательном учреждении МДОУ «Детский сад № 18»
включает:
1) описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости от
возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей,
предусматривающей личностно ориентированные подходы к организации всех видов
детской деятельности;
2) проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом
воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями;
учитывает:
особенности реализации основной общеобразовательной программы дошкольного
образования МДОУ № 18;
приоритетную направленность дошкольного учреждения – художественно-эстетическое
направление развития воспитанников;
специфику национально-культурных, демографических и климатических условий, в
которых осуществляется образовательная деятельность МДОУ;
специфику санитарно - эпидемиологических требований.
обеспечивает:
ведение образовательного процесса для детей дошкольного возраста в соответствии с
требованиями Федерального государственного стандарта;
охрану, сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
развитие детей с учетом их физических, интеллектуальных и личностных качеств,
обеспечивающих гармоничное развитие и социальную адаптацию;
реализацию основной общеобразовательной программы в ходе режимных моментов
через организацию совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельную
деятельность детей в разных видах детской деятельности.
Организация и реализация режимных моментов позволяет педагогическому коллективу МДОУ
№18 решать следующие
Задачи
Обеспечить организацию режимных моментов в адекватных дошкольному возрасту
формах работы с детьми с учетом ведущего вида деятельности - игры.
Формировать постепенное овладение детьми культурно-гигиеническими умениями и
навыками самообслуживания.
Воспитывать культуру поведения через знакомство с правилами этикета.
Принципы построения режима дня:
Последовательность, постоянство и постепенность при выполнении режима дня на
протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении.
Соответствие возрастным ипсихофизиологическим особенностям дошкольника при
построении режима дня.Поэтому в ДОУ для каждой возрастной группы определен
свой режим дня. Организация режима дня проводится с учетом теплого и холодного
периода года.
Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Правила проведения режимных моментов
При проведении режимных процессов сотрудники МДОУ №18 придерживается следующих
правил:
Полное и своевременное удовлетворение всех физиологических потребностей детей
(в прогулке на свежем воздухе, сне, питании, общении, игре).
Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.
Поощрение самостоятельности и активности.
Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку.
Особенности проведения режимных моментов в 2025-2026 учебном году
Оборудование основных помещений соответствует росту и возрасту детей.
Функциональные размеры приобретаемой и используемой детской мебели для
сидения и столов соответствуют нормативам параметров мебели, оборудования и
расстановки мебели (СанПнН 1.2.3685-21 от 28.01.2021г.)
Работа дошкольного учреждения в условиях, которые обеспечивают безопасность и
здоровье воспитанников и основывается на
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
18.12.2020 № 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (вводятся в действие с
01.01.2021г.)
СанПиН 1.2.3685-21 от 28.01.2021г. «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
срок действия ограничен с 01.03.2021г. по 01.03.2027г.
Особенности режимного момента ПРИЕМ
- Ежедневный утренний прием детей проводят воспитатели возрастных групп,
осуществляя осмотр и индивидуальный контакт с детьми и родителями с целью определения
состояния здоровья ребенка и подлежат термометрии с занесением ее результатов в журнал.
- Лица с признаками инфекционных заболеваний (респираторными, кишечными,
повышенной температурой тела) должны быть незамедлительно изолированы с моменты
выявления указанных признаков.
Раздевальные комнаты оборудованы шкафами для верхней одежды детей. Шкафы для
одежды и обуви оборудованы индивидуальными ячейками - полками для головных уборов и
крючками для верхней одежды. Каждая индивидуальная ячейка промаркирована.
Режимный момент ГИМНАСТИКА
- Перед проведением утренней гимнастики скаждой возрастной группой в зале проводится
влажная уборка с применением дезинфицирующих средств с обработкой всех контактных
поверхностей.
- Проводится регулярное обеззараживание воздуха с использованием оборудования по
обеззараживанию воздуха и проветривание групповых помещений в соответствии с графиком и
режимом работы ДОУ.
Утренняя гимнастика проводится под музыкальное сопровождение аудиотехники или
музыкальных инструментов на открытом воздухе/зале (при соответствующих погодных
условиях). Дети занимаются в облегченной одежде.
Комплексы утренней гимнастики разработаны с учетом возрастных особенностей детей и
содержанием комплексно-тематического плана.
С детьми раннего и младшего дошкольного возраста утреннюю гимнастику проводят
воспитатели.
С детьми старшего дошкольного возраста утреннюю гимнастику проводит
руководитель физического воспитания.
Режимный момент ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ: УМЫВАНИЕ, ТУАЛЕТ
- Обеспечено постоянное наличие для детей и сотрудников мыла и кожных антисептиков
для обработки рук, используются только индивидуальные разовые полотенца.
- Для проведения дезинфекции используются дезинфицирующие средства, применяемые
для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях, в соответствии с инструкцией по их
применению.
Туалетные помещения разделены на умывальную зону и зону санитарных узлов. В
умывальной зоне размещаются детские умывальники и душевой поддон. В зоне санитарных
узлов размещаются унитазы.
В группе раннего возраста воспитатели ежедневно ведут учет здоровья детей, отмечая
«Сетку стула».
В старших и подготовительных группах предусмотрены раздельные туалетные комнаты
(кабинки) для мальчиков и девочек.
В туалетных помещениях (рядом с умывальниками или напротив них) устанавливаются
вешалки для детских полотенец (отдельно для рук и для ног) по списочному составу детей,
хозяйственный шкаф и шкаф для уборочного инвентаря.
Для проведения гигиенических процедур детям ясельного и младшего дошкольного
возраста предусмотрены душевые поддоны с гибким шлангом. Горшки обрабатываются дважды
в день ершами или щетками с использованием моющих и дезинфицирующих средств.
Помощники воспитателей имеют специальный халат для уборки помещений.
Санитарно-техническое оборудование ежедневно обеззараживается независимо от
эпидемиологической ситуации. Помощники воспитателя ежедневно моют теплой водой с мылом
или иным моющим средством сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей;
раковины и унитазы чистят дважды в день при помощи ершей или щеток с использованием
моющих и дезинфицирующих средств.
Режимный момент ПИТАНИЕ
Воспитанники МДОУ №18 получают 4-х разовое питание: завтрак, второй завтрак, обед,
уплотненный полдник. В промежутке между завтраком и обедом организуется дополнительный
прием пищи – второй завтрак, включающий напиток или сок и (или) свежие фрукты.
Питание детей организуется в помещении групповых комнат. Детей с медленным
приемом пищи воспитатели первыми усаживают за стол.
Стулья и столы маркированы. Мебель подобрана с учетом антропометрических
показателей и количества детей каждой возрастной группы.
Столы промываются горячей водой с мылом до и после каждого приема пищи
специальной ветошью, которую простирывают, просушивают и хранят в сухом виде в
специальной промаркированной посуде с крышкой.
Для обеспечения преемственности питания воспитатели информируют родителей об
ассортименте питания ребенка, вывешивая в приемной в специально оформленном уголке
ежедневное меню.
Режимный момент ЗАНЯТИЕ
- В ДОУ обеспечена групповая изоляция с проведением занятий в помещениях групповой
ячейки и на открытом воздухеотдельно от других групповых ячеек.
- При использовании музыкального/ спортивного зала перед и после каждого посещения
проводится влажная уборка с применением дезинфицирующих средств, кварцевание,
проветривание.
- Образовательная деятельность осуществляется по специально разработанному
расписанию занятий и перерывов.
Режимный момент ПРОГУЛКА
В режиме дня предусмотрена организация прогулки 2 раза в день: в первую половину – до
обеда и во вторую половину дня перед уходом детей домой (всего не менее 3 часов).
В образовательных планах педагогов в режимный момент «прогулка» включены
физические упражнения, обеспечивающие двигательную активность детей. Для реализации
двигательной активности детей используется инвентарь и оборудование спортивных площадок в
соответствии с возрастом и ростом ребенка. Перед возвращением в помещение детского сада, в
конце прогулки проводятся подвижные игры.
Режимный момент СОН
Общая продолжительность дневного сна в группах детского сада составляет 2,5-3,0-часа
в зависимости от возраста детей.
Детей с трудным засыпанием и чутким сном педагоги укладывают спать первыми и
понимают последними.
Кровати соответствуют росту детей. Расстановка кроватей обеспечивает проход детей
между кроватями.
Дети всех возрастных групп обеспечены индивидуальными постельными
принадлежностями, имеющими маркировку. Смена постельного белья проводится еженедельно
и по мере загрязнения. Постельные принадлежности: матрацы, подушки, проветриваются
непосредственно в спальных комнатах при открытых окнах во время каждой генеральной
уборки.
Режимный момент ПОДЬЕМ
Во всех возрастных группах детского сада воспитатели организуют постепенный подъем
детей. Детей с трудным засыпанием и чутким сном педагоги понимают последними.
Образовательная деятельность
в ходе реализации режимных моментов
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Формы образовательной деятельности: общение, беседа, ситуативный разговор трудовые
поручения, этюды, игры.
В ходе проведения режимных моментов воспитатели:
- обращают внимание на усвоение детьми норм и правил, принятых в обществе, включая
моральные и нравственные ценности;
- способствует общению и взаимодействию ребенка со взрослыми и сверстниками,
саморегуляции собственных действий;
- формируют основы безопасного поведения в быту, социуме и природе;
- формируют позитивные установки к различным видам труда и творчества.
Режимный момент РИТУАЛ «ДОБРОЕ УТРО» обеспечивает эмоциональное вхождение
детей в день (Приложение 2. Психогимнастика для детей дошкольного возраста»).
Образовательная область «Познавательное развитие»
Формы образовательной деятельности: наблюдение, экспериментирование, моделирование,
коллекционирование, исследование, решение проблемных ситуаций, дидактические игры,
развивающие игры.
При проведении режимных моментов педагоги:
- формируют первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о
планете Земля, об особенностях природы;
- формируют представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (материал,
количество, пространство, время, часть, целое);
- развивают сенсорные представления (форма, цвет, размер);
- способствуют формированию любознательности и познавательной мотивации.
Образовательная область «Речевое развитие»
Формы образовательной деятельности: чтение произведений детской художественной
литературы, обсуждение, разучивание, звукопроизношение, речевые упражнения,
развивающие игры.
В ходе проведения режимных моментов воспитатели:
- развивают грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
- способствуют овладению речью как средством общения и культуры;
- обеспечивают знакомство с книжной культурой: детской художественной литературой,
произведениями фольклора.
Режимный момент «ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА».
«АРТИКУЛЯЦИОННАЯ
ГИМНАСТИКА» (см. Приложение 3). «Комплекс упражнений по развитию артикуляционномоторного практиса у детей дошкольного возраста».
При проведении режимных моментов: умывание, прием пищи, подготовка к прогулке,
прогулка, НОД педагоги широко используют разнообразный литературно-художественный
материал.
Режимный момент УМЫВАНИЕ. Процедуру умывания воспитатели сопровождают чтением
прибауток, потешек, стихов (см. Приложение 4).
Режимный момент ПРОГУЛКА. При проведении наблюдений за явлениями и объектами
живой и неживой природы воспитатели используют литературные произведения природоэкологической направленности. У педагогов каждой возрастной группы имеется «Картотека
наблюдений», куда включены данные произведения.
Режимный момент ПИТАНИЕ (см. Приложение 5).
Режимный момент ПОДГОТОВКА КО СНУ (см. Приложение 6).
Для обеспечения эмоционально - психологического комфорта
детям младшего
дошкольного возраста перед сном педагоги рассказывают потешки, стихи,хорошо знакомые и
любимые сказки и рассказы, детям старшего дошкольного возраста предлагается также
долгосрочное чтение произведений детской художественной литературы.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Формы образовательной деятельности: слушание музыкальных произведений, пение,
рассматривание произведений живописи, наблюдение, чтение, продуктивная деятельность,
мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.
В соответствии с приоритетной направленностью МДОУ « Детский сад № 18 » художественно-эстетическое развитие воспитанников воспитатели:
- способствуют формированию предпосылок ценностно-смыслового восприятия мира искусства
и природы;
- способствуют пониманию произведений искусства (словесного, музыкального,
изобразительного);
- способствуют воспитанию эстетического отношения к окружающему миру;
- обеспечивают музыкальное сопровождение режимных моментов пребывания детей в детском
саду;
- организуют наблюдения за объектами и явлениями природы с точки зрения красоты
окружающего мира.
Режимный момент «УРОКИ ЗНАЙКИ», где дети знакомятся с правилами этикета, повторяют
правила поведения, беседуют, размышляют о праздниках, традициях, обычаях в рамках
календарно-тематического планирования, узнают о жанрах, видах музыкального,
изобразительного искусства. (см. Приложение 7).
Музыкальное сопровождение РМ
Педагогическим коллективом МДОУ № 18 принято решение об организации жизни и
деятельности детей в детском саду под музыкальное сопровождение следующих режимных
моментов:
Режимный момент ПРИЕМ
Режимный момент ПОГОТОВКА КО СНУ.
СОН. Засыпание, сон и пробуждение
сопровождается специально подобранной музыкой.
Режимный момент ПОДЪЕМ
Режимный момент ОРГАНИЗОВАННАЯ ПАРТНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА С
ДЕТЬМИ / НОД (вечернее время) - реализация регионального компонента и приоритетного
направления до ДОУ: культура, музыка, искусство.
Педагоги знакомят детей с
искусствоведческими понятиями, акцентируя внимание воспитанников на красоту чувств,
явлений, предметов, организуют экскурсии в музеи города. Используют чтение литературных
произведений, рекомендуемых Примерной региональной программой.
Образовательная область «Физическое развитие»
Режимный момент «УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА» Комплексы утренней гимнастики
составлены с учетом возраста детей, включают использование предметов и музыкальное
сопровождение (см. Приложение 8).
Дополнение к режиму пребывания детей
в МДОУ «Детский сад № 18»
В дополнение к «Режиму пребывания детей в МДОУ «Детский сад № 18»
разработаны:
питьевой режим;
«Солнышко»
график выдачи и получения пищи на пищеблоке;
график получения и раздачи пищи на группе;
график кварцевания и проветривания групповых помещений
Данные документы находятся в возрастных группах ДОУ.
Комментарии и пояснения к документу:
Режим дня составлен индивидуально для каждой возрастной группы детей, данная
информация собрана в общую таблицу по ДОУ.
Содержание каждого режимного момента проанализировано по двум направлениям и
сформировано в два раздела. Первое направление рассмотрено с точки зрения сохранения
и укрепления физического здоровья, психоэмоционального благополучия и обеспечения
безопасности детей в период их пребывания в детском саду. Второе направление
описывает педагогическую целесообразность проведения режимных моментов.