19.04.2020
Уважаемые родители!
«Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия,
это особая реальность, реальность мира чувств и переживаний
(нравственных, интеллектуальных, эстетических).
Только в сказочной форме дошкольники сталкиваются
с такими сложнейшими явлениями и чувствами,
как любовь и ненависть, гнев и сострадание, жизнь и смерть».
Л.П. Стрелкова
Рекомендации для внимательных и заботливых родителей
Задание 1. Читайте не спеша, зорко наблюдая за эмоциями ребенка.
Задание 2-4. Вовлекайте ребенка в обсуждение, предложите ответить на поставленный вопрос, выразить свое мнение: согласие или несогласие, способствуйте проявлению активности в беседе.
Задание 4-6. Поощряйте инициативу и творчество ребенка, не останавливайте его, если в задании он хочет сделать что-то по-своему, просто предложите потом ему выполнить так, как указано в задании.
Задание 7-12. Дополнительный материал для работы по сказке.
Дорогие наши мальчики и девочки!
Сегодня у нас в гостях русская народная
сказка «Гуси-лебеди»
Задание 1. Прочитайте с детьми русскую народную сказку «Гуси – лебеди»
Совет для родителей: перед выполнением задания (чтения сказки и работы по содержанию) выберите время, создайте «сказочную» атмосферу, эмоционально настройтесь сами и постарайтесь смотивировать ребенка на творческое восприятие сказки и выполнение заданий. Помните: для ребенка счастье и необходимость, уютно сесть обнявшись, слышать голос родителей и задушевно беседовать. - Обратите внимание на образность, глубину и символику сказки. |
Задание 2. Беседа по содержанию сказки.
Назовите героев сказки?
– Скажите, по вашему мнению, кто в этой сказке положительный герой, а кто отрицательный? Почему?
– Кто унес братца в сказке и почему?
– Как вы понимаете слово «кликать»?
– Кого повстречала девочка, когда искала брата?
– Почему печка, яблоня и речка отказали ей в помощи?
– А что было на обратном пути? Почему печка, яблоня и речка помогли девочке?
– Ребята, почему гуси-лебеди смоги унести братца?
– Как заканчивается сказка? Рассказала ли девочка родителям, что случилось? Почему?
– Что победило в сказке – добро или зло?
– Может ли быть такое в жизни, чтобы печка, яблонька и молочная речка разговаривали с девочкой?
Задание 3. Внимательно рассмотрите вместе с ребенком иллюстрации
Совет для родителей: Проанализируйте, обращает ли ваш ребенок внимание на мимику изображенных на иллюстрации персонажей? - Умеет ли он по изображению достаточно верно определить характер персонажа? Обратите внимание! - Какие краски выбрал художник для изображения разных эпизодов сказки? Почему? |
Задание 4. Создание наглядной модели для пересказа сказки.
Совет для родителей: Предложите детям создать и зарисовывать свою модель (наглядный схематический план сказки, передающий последовательность сюжетов); именно это поможет ему пересказать сказку, не пропустив ни одного эпизода. - Повторное чтение и рассматривание иллюстраций помогут Вам и Вашему малышу обозначить последовательность всех эпизодов сказки. - Если возникнут большие затруднения, то можно поработать с моделью, предложенной педагогами. |
Задание 5. Предложите ребенку пересказать сказку по опорным картинкам (модели).
Совет для родителей: - Проанализируйте, удается ли вашему сыну или дочери достаточно точно, близко к тексту пересказать сказку, используя наглядную модель? - Обратите внимание! Народные сказки – это учебник жизни для детей. Сюжет каждой сказки воспитывает лучшие качества русского народа: трудолюбие, доброта, верность, помощь. Выделите главную мысль сказки: нужно помогать другим, и тогда в нужную минуту и тебе окажут помощь. Чему учит: сказка учит слушаться родителей, помогать им, учит ответственности за свои слова и поступки, смелости и решительности. |
План пересказа
План пересказа отражает эпизоды сказки и соответствует наглядному плану-схеме (задание 4).
-Родительский наказ.
-Похищение братца.
-Девочка отправляется к Бабе-Яге.
-Девочка находит братца и бежит домой.
-Помощь молочной Речки, Яблони и Печки.
-Возвращение домой.
Задание 6. Дайте характеристику героям сказки: родители, девочка, братец, Баба Яга….
Найдите, в каких домиках жили герои? Раскрасьте домики и нарисуйте картинки-вывески, чтобы каждый, кто увидит, мог сразу догадаться, кто здесь живет, какой он – добрый или злой (смотрите файл «Дома для героев сказки»).
Дополнительный материал по работе со сказкой
«Гуси-лебеди»
Информация для родителей: Показателем правильно организованной работы будет ваше желание и желание вашего ребенка вновь вернуться к понравившейся сказке. В помощь Вам предлагаем следующие дополнительные задания (№ 7, 8, 9, 10, 11, 12). - Провести их лучше в удобное для вас время. - Если материалы по сказке оформить вместе с ребенком в альбом или файлы, то это будет способствовать лучшему усвоению и запоминанию материала. |
Задание 7. Придумаем новые эпизоды сказки
Совет для родителей: попробуйте перенести действие сказки в современные условия, это может быть очень интересно и неожиданно. Обратите внимание! Участвует ли воображение ребенка в сочинении новых эпизодов сказки, включения новых персонажей, предметов. Отметьте для себя насколько развито воображение вашего сына или дочки, как можно помочь ему развиваться в этом направлении. |
- Кто еще мог встретиться на пути Маше, когда она искала братца?
- А если у Маши оказались сапоги-скороходы или ковер-самолет?
Задание 8. Посмотрим вместе мультфильм-сказку «Гуси-лебеди».
Ccылка на видеоЗадание 9. Предлагаем детям раскраски по сказке «Гуси-лебеди» (смотрите файл "Раскраски")
Совет для родителей: - Пронаблюдайте, как подбирал цвет Ваш ребенок: обоснованно или брал любой карандаш для раскрашивания иллюстраций? - Соответствует ли выбор цвета вашим представлениям о характере героев сказки, событиям, месту действия? |
Задание 10. Загадки о героях сказки
Разбойники белые!
Вот беды наделали:
В деревню прилетали
И мальчика украли.
Только смелая сестра
Всё равно его нашла.
Помогли ей печка,
Яблонька и речка
Своей участи в избушке
ждёт похищенный малыш.
Сторожит его охрана,
что летает выше крыш.
Ждут они свою хозяйку
ту что в ступе к ним спешит.
Чтоб Иванушку поджарить
во печи на ужин свой.
А зовут старуху эту,
просто, —(БабушкаЯга)
Гуси-лебеди летели,
Унести детей хотели.
Что за дерево стояло
И ребят от них скрывало?
(Яблоня)
Стая диких лебедей,
выкрала мальца с крыльца.
И несёт к Яге скорей
в печь отправить малыша.
Но чтоб исправить недогляд,
и не изжарили мальчишку.
Сломя голову, без пят,
сестра помчалась выручать,
… братишку. (Ванечку)
Задание 11. Игра «Скажи наоборот», можно провести с мячом.
Правила: взрослый бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок должен ответить противоположное слово.
Например: маленький – большой, огромный, высокий;
Смелый -…………
Красивый - ……..
Радостный -…….
Храбрый - ……
Горе - …….
Добрая -….
Непослушная -……
Задание 12. Организация игры на основе сюжета сказки (смотрите файл «Настольный театр к сказке»)
Совет родителям: Вы можете предложить ребенку игру-спектакль или настольный театр. Но важно включить Вы игру все предложения, придуманные вашим ребенком. Такие игры помогают развитию речи, воображения, самостоятельности, актерского мастерства. Обратите внимание! - Может ли Ваш ребенок начинать и разворачивать игру по сюжету сказки? - Использует ли он предметы-заместители в этой игре? Помните! Совместная игра объединяет всех членов семьи, оставляя эмоциональные впечатления на долгие годы. |
Уважаемые родители!
Совет для родителей: Если Вы заинтересованы в формировании нравственных чувств вашего ребенка, то Вы можете завести «Дневник эмоциональной жизни семьи \\ вашего ребенка» и размышляя над каждым вопросом развернуто ответить, с привлечением жизненного материала ваших наблюдений, поразмышлять над каждым вопросом. Это Вам пригодится в дальнейшем, когда чувства ребенка не будут такими непосредственными как сейчас. Вопросы для размышления - Умеет ли Ваш ребенок держать свое слово и чувствовать себя ответственным, если взялся за какое-то дело, дал слово? - Умеет ли проявлять жалость, сострадание, может ли при этом подобрать нужные, искренние слова? - Умеет ли он активно, действенно выражать сострадание (стремится как-то помочь героям сказки, в реальной жизни)? - Знает ли ваш ребенок нормы и правила поведения? - Соответствуют ли знания норм и правил поведения его поступками и действительным отношениям к людям? |