"ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ"
21.11.2025
Каких только наказаний нет в
родительском арсенале «Сломал игрушку – неделю без мультиков», Спорил с
бабушкой – иди в свою комнату», «Пролил чай – моешь пол во всем доме» … И у
всех одна цель: ребенок должен подумать над своим поведением и встать на путь
исправления. Но почему половина из них не работает и как наказывать правильно?
ПО-ДРУГОМУ НЕ ПОНИМАЕТ!
Трудно удержаться от повышенного тона,
когда после нелегкого трудового дня выясняется, что ребенок даже не садился за
уроки, весь день «просидев» в телефоне. Кроме того, он словно не слышит вашу
спокойную просьбу прибрать в комнате. И вот вы уже не контролируете себя,
переходя на крик и меткие слова …
ПОЧЕМУ НЕ РАБОТАЕТ?
Крик и оскорбления всегда вызывают реакцию, хотя бы секундную, испуга у любого
человека, тем более у ребенка. За испугом следует состояние торможения
психологической активности, ступор. Когда вы кричите, ребенок не слышит
содержания ваших слов, он просто боится.
Такое давление в дальнейшем может стать
причиной детской нерешительности и замкнутости. Если с детства ребенок
постоянно слышит крик, то и повзрослев повышенный тон, срывающийся в крик, он
будет воспринимать как норму и, как следствие, терпеть не сопротивляясь такому
отношению к себе.
А-ТА-ТА ПО ПОПЕ
Казалось бы, физическое наказание (к
сожалению, когда то считавшееся нормой в нашем обществе) ушло в небытие, но
отголоски в виде подзатыльников, дерганий, шлепков, замахиваний существуют по
сей день. Все это продолжает оставаться видами физического наказания, которые
ничем не лучше порки ремнем, а в эмоциональном плане даже хуже
ПОЧЕМУ НЕ РАБОТАЕТ?
Воспитание в системе «Кто сильнее, тот и
прав» безусловно имеет эффект, но совсем не тот на который рассчитывают
родители. Как и в случае с криком, ребенок находится в ступоре. В дальнейшем
детям, которых били, сложно выстраивать семейную жизнь – девочки неосознанно
принимают роль жертвы, а мальчики вынуждены бороться с внутренней агрессией.
Родительская рука – это опора для
ребенка, тепло, ласка, а не причинение физической боли. Это обидно, унизительно
и в итоге разрушает доверие детей к взрослым.
Я С ТОБОЙ НЕ РАЗГОВАРИВАЮ
Еще один любимый способ некоторых
взрослых показать свою правоту – игнорировать ребенка, показывая таким
поведением, что он (ребенок) «пустое место». Мама молчит, пренебрегая и самим
ребенком и поступком, который в детских глазах выглядит как предательство
родины и саслуживает самого строгого наказания. Очень удобный и наименее
энергозатратный способ, не правда ли?
ПОЧЕМУ НЕ РАБОТАЕТ?
Многие думают, что перестав обращать
внимание на ребенка, таким образом всего лишь демонстрируют свою обиду. Но, как
ни странно, родительский игнор ярче всего врезается в детскую память. В такие
моменты дети не занимаются самоанализом, думая над своим поведением и делая
определенные выводы, наоборот, он решит: «Мама меня не любит!»
Чувство отверженности может отразиться
не только на психическом состоянии крохи, но и на уровне физиологии.
Получил двойку – читаешь сто страниц.
Опоздал в школу – зубришь стихи. Не погулял с собакой – моешь пол во всей
квартире. Како взрослый, хотя бы раз, не наказывал трудом?
ПОЧЕМУ НЕ РАБОТАЕТ?
Ребенок никогда не полюбит занятие,
которое является наказанием. Если помощь по дому – это плата за проступок, то
вряд ли эта помощь будет вам предложена ребенком. Такое наказание отнимает
радость от дел, которые должны быть добровольными: радость от чтения, радость
от чистой комнаты, радость помощи маме …
МОЖНО ОБОЙТИСЬ БЕЗ НАКАЗАНИЙ?
Нет. Воспитание – сложный психологический процесс, в результате
которого ребенок должен усвоить границы дозволенного, научиться понимать, что
можно делать, а что нельзя, имея при этом определенную свободу действий и право
выбора. В этом случае он вырастет гармоничной, самостоятельной и ответственной
личностью.
Есть вещи, за которые действительно
нужно наказывать: неуважение к чужому труду, физическое насилие (в том числе и
над животными), воровство, оскорбление или ложь. Нои в этом случае наказание
должно быть правильным. Ведь цель воспитания не в том, чтобы вырастить удобного
ребенка, наказывая за причиненный вам дискомфорт («Опозорил меня перед знакомыми
своим нытьем!»), а в том, чтобы научить взаимодействовать с внешним миром.
Усмирите свои эмоции. Если
чувствуете, что точка кипения достигнута, выйдите на несколько минут в другую
комнату, успокойтесь и адекватно оцените ситуацию.
Наказывайте поступок, а не самого ребенка. Например, ударил
соседского мальчика, прекрасно зная, что так нельзя. Наказывая ребенка, нужно
обязательно проговаривать, что плохой не он, а совершенный им поступок.
Обговорите условия наказания. Обязательно установите время –
«Посиди на стуле 5 минут», «Сегодня останешься без мультфильмов». Фразы «Больше
никаких мультфильмов» или «Никогда не получишь сладкого» не несут конкретики,
скорее создают видимость принятых мер.
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ МИРИТЬСЯ !!!
За наказанием обязательно должно
следовать примирение. Хорошо, если у вас есть свой ритуал вроде мизинчикового
«мирись-мирись».
Консультацию
подготовила:
старший
воспитатель МДОУ «Детский сад № 18», Воронина Е. В.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.11.2025
Дата обновления: 21.11.2025
Дата публикации: 21.11.2025