04.11.2022
«Школа не должна вносить резкого перелома жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» (В. А. Сухомлинский).
Эти слова очень актуальны и в наше время. Как же сделать так чтоб этот переход на новую ступень развития не был резким? Поступление в школу – это начало большого пути ребенка, переход на следующий возрастной этап жизни, это переломный и ответственный этап в жизни ребенка, когда ему необходимо постепенно становиться самостоятельным и ответственным. Завершение дошкольного периода является готовность ребенка к обучению в школе.
Что мы понимаем под понятием «готовность к школе»?
У многих родителей есть устойчивое заблуждение, что это знание алфавита, умение читать, писать, и навык быстрого счета на самом деле, Готовность ребенка к обучению – это уровень физического и психического развития, при котором те требования, которые будет предъявлять школа, не будут для него чрезмерными и не приведут к нарушениям его здоровья.
Под «готовностью» ребенка к системному обучению в школе понимается: сформированность у ребенка психологических свойств, процессов, умений без которых невозможно успешное овладение учебной деятельностью в школе.
Очень часто мы слышим такие слова «психологически не готов к школе» и неверно их растолковываем, понимая под этими словами – когда у ребенка есть определенные личностные качества, или эмоционально-волевая незрелость, которые не позволяют ему успешно обучаться в школе. Однако такие представления и понимание не верно.
В школе на первоклассника обрушивается все сразу: и новые правила поведения, и новая информация, и новая форма обучения. Поэтому готовить дошкольника к грядущим переменам в привычных для него условиях нужно постепенно, шаг за шагом.
Основой успешной адаптации будущих первоклассников к школьному обучению является психологическая готовность их к школе.
Психологическая готовность - это очень обширное понятие, которое включает сформированность различных сфер.
Интеллектуальная готовность - это уровень развития познавательных психических процессов необходимый для успешного овладения школьной программы.
Интеллектуальная готовность не предполагает у ребенка каких-то определенных сформированных умений (счета и письма). Это наличие у ребенка более высокого уровня психического развития, которое дает возможность читать, считать и решать задачи
Бывает, что будущий первоклассник умеет читать, писать, считать, но у него рассеянное внимание, плохо развита память и у него будут трудности в школе и наоборот ребенок с более высоким уровнем развития памяти, внимания, мышления сможет догнать и перегнать в успешности своих сверстников.
Основным психическим новообразованием этого возраста является произвольность. Которая и является одним из критериев готовности к школе.
Многие познавательные психические процессы становятся произвольными. Ребенок способен управлять памятью, вниманием, т.е. делает и запоминает не то, что просто интересно, но и нужно.
Мотивационная готовность – это наличие у ребенка «желания учиться».
И, наверное, если вам сейчас задать вопрос: «Хочет ли ваш ребенок идти в школу?». Почти все сразу ответите: «Да!». Значит и мотивационная готовность сформирована. Однако это совсем не так.
Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Он может хотеть в школу, потому что все друзья пойдут, потому что купят новый портфель и другие вещи, привлекает детей класс, школа, учительница. Но еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно учиться. Просто они поняли, что статусное место гораздо важнее и почетнее, хочет стать взрослым.
Важно, чтобы школа привлекла именно своей деятельностью- учением (учебной) «Хочу учиться!». Именно стремление стать учеником, т.е. выполнять правила поведения школьника, иметь обязанности и составляют «внутреннюю позицию школьника».
Волевая готовность - умение слушать, вникать в содержание того, о чем говорит учитель, довести начатое дело до конца, работать по инструкции, планировать свои действия, способность управлять своим поведением.
Эмоциональная готовность. Отдавая ребенка в школу, кажется, что его отношение к ней будет положительным. Однако это не всегда так за несколько месяцев (до школы) уже приблизительно 15% детей испытывают негативное отношение к школе.
В чем причина?
· Вами выбран неверный темп работы, объем, что приводит к переутомлению, страху не успеть, в поведение могут появиться протест, негативизм.
· Частые ежедневные разговоры дома о школе вызывают у детей тревогу
· Активных, непоседливых детей стараются превратить в прилежных, послушных и удобных, что вызывает у детей негатив.
Конечно же успехи современного школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы, в том числе от правильного формирования предпосылок УУД.
Что же такое универсальные учебные действия? Научное толкование таково: Универсальные учебные действия –способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путѐм сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
другими словами: Универсальные учебные действия – это способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность, через «умение учиться».
Классификация УУД:
Личностные предпосылки УУД
У дошкольников личностный компонент УУД определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению-степенью сформированности внутренней позиции школьника, самооценки, эмоциональной зрелостью ребенка.
Критерии сформированности внутренней позиции школьника таковы:
ü Критерий Я хочу учиться! (учебная мотивация). Сюда относят, прежде всего, желание ребенка пойти учиться, положительное отношение к школе, чувство
необходимого учения.
ü Критерий Я готов к познанию! (интерес к новой информации). Проявление интереса к новому, к самому процессу познания, предпочтение ребенком содержания школьных занятий.
ü Критерий Я –субъект детского сообщества! (умение и желание ребенка работать в коллективе сверстников)
Формы работы по формированию личностных УУД: (рекомендации)
ü участие в обсуждениях, рассуждениях, спорах – во время обсуждений, рассуждений и споров дети учатся аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
ü подведение промежуточных итогов и итогов деятельности – во время подведения итогов у детей происходит осмысление полученных знаний и опыта;
ü творческие задания – повышают интерес к процессу познания, изучения нового материала;
ü самооценка – детям предлагается оценить свою работу, свои достижения.
ü дневники достижений – ведут с целью повышения своей эффективности и самооценки. Можно предложить детям приклеивать в дневник наклейки за какое-то достижение.
Регулятивные предпосылки УУД
ü умения ребенка организовать свою деятельность, внимание и самоконтроль;
ü умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; инструкции.
ü умение сохранять заданную цель;
ü умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
ü умение планировать и контролировать свою деятельность.
ü умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Будущий первоклассник должен уметь принимать инструкцию из 3-4 предложений, сохранять до конца занятия все инструкции, в конце работы внимательно просмотреть выполненное задание, находить и исправлять свои ошибки. На занятиях соблюдать правила, уметь управлять своим поведением.
Формы работы по формированию регулятивных УУД:
ü поиск нужного материала (картинок) – требуется найти среди предложенных картинок, картинки по заданной теме;
ü «преднамеренные ошибки» – ребенку предлагаются задания с заранее обдуманными ошибками, которые они должны найти, назвать и обосновать;
ü взаимный диктант (задание) – работа проводится совместно, ребенку предлагается придумать задание для вас и проверить правильность выполнения этого задания;
ü заучивание материала наизусть – предлагается выучить стихотворение, потешку, скороговорку.
ü «ищу ошибки» – могут быть предложены задания, где надо найти ошибки,
ü контрольный опрос – можно предложить ребенку самостоятельно придумать вопросы для вас (вопросы от ребенка)
Познавательные предпосылки УУД
Самый объёмный блок по количеству предпосылок, потому что конечно же успешность обучения в первую очередь зависит от интеллектуальной готовности к обучению:
ü способность выделить существенные признаки предметов и явлений, (общие и различные признаки), также достаточного запаса знаний об окружающем мире испытуемого;
ü уметь составлять целое из частей;
ü уметь сравнивать, осуществлять классификацию и обобщать объекты, анализировать, устанавливать аналогии;
ü устанавливать причинно-следственные связи;
ü рассуждать, находить причины явлений, делать выводы, т. к. в этом возрасте происходит изменения мышления ребенка от наглядно-образного к словесно-логическому;
ü ориентировка в пространстве и времени;
ü умение производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов;
Формы работы по формированию познавательных предпосылок к УУД (рекомендации):
ü классификация – детям предлагается распределить какие-то объекты по группам;
ü анализ – предлагается выделить, расчленить объект на составляющие его элементы;
ü сравнение – детям предлагается найти и выделить черты сходства и различия в предметах;
ü обобщение – выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах; «Назови одни словом?»
ü сериация – установление последовательных взаимосвязей, выстраивание объектов в определенном порядке; «Продолжи ряд....»
ü сернация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов. «Расставь по росту» «От большой к маленькой» «От высокой к низкой» и наоборот.
ü исключение лишнего – нахождение «лишнего» предмета и объяснение, почему этот предмет является лишним. «Четвертый лишний»
ü подбор подходящего – необходимо подобрать к предложенным предметам, подходящий по смыслу предмет;
ü прохождение лабиринтов – детям предлагается пройти по лабиринту от начала до конца;
ü работа с разного вида таблицами – детям предлагаются игры и упражнения типа «Чего не хватает в таблице?», «Заполни таблицу», «Что изменилось в таблице» и т.п.;
ü знаки и символы – умение работать со знаками и символами;
ü работа со схемами, составление схем-опор;
ü решение логических задач – решение различных логических задач
ü установление причинно-следственных связей – «что сначала, что потом»;
Все эти задания необходимо использовать и проводить на слух.
Коммуникативные УУД
ü потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
ü желание ребенка сотрудничать
ü умение слушать собеседника
ü строить монологичное высказывание и диалоговую речь;
ü предлагать помощь и сотрудничество;
формы работы по формированию коммуникативных УУД (рекомендации)
ü «составь рассказ», «опиши предмет» – детям предлагается составить рассказ или описать предмет с опорой на картинку или без нее;
ü составление диалога (работа в парах) – можно предложить детям разыграть ситуацию в парах, использую диалоговую речь. Как можно чаще вести диалог с ребенком?
ü «составь задание» – дети составляют задание друг для друга; (Как ты думаешь а что нужно сделать?)
ü «выскажи свое мнение о…» – детям предлагается высказать свое мнение, например о поведении детей на картинке (хорошо, плохо), о предметах (красиво, не красиво);
ü обсуждение, рассуждение, спор – предлагается обсудить определенные вопросы по теме, выразить свое мнение, и доказать свою точку зрения;
ü совместная работа – совместные семейные игры
ü «объясни…» – можно объяснять выполнение своих действий
ü «ответь на вопросы» – детям предлагается ответить на вопросы («Задавайте как можно больше вопросов?)
Формирование УУД – это не программа, которой можно обучить, натренировать. Это долгая интегрированная работа, которая осуществляется на протяжении всего дошкольного детства через обычное «участие в жизни», игру и ведет к успешной подготовке вашего ребенка ко школе.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 04.11.2022
Дата обновления: 04.11.2022
Дата публикации: 04.11.2022