«Формирование предпосылок универсальных учебных действий у детей 6-7 лет».
07.01.2022
«Школа не должна вносить резкого перелома жизнь.
Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть
новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»
(В. А. Сухомлинский).
Эти слова очень актуальны и в наше время. Как же сделать так чтоб этот переход
на новую ступень развития не был резким? Поступление в школу – это начало
большого пути ребенка, переход на следующий возрастной этап жизни, это
переломный и ответственный этап в жизни ребенка, когда ему необходимо
постепенно становиться самостоятельным и ответственным. Завершение дошкольного
периода является готовность ребенка к обучению в школе.
Что мы понимаем под понятием «готовность к
школе»?
У многих родителей есть устойчивое
заблуждение, что это знание алфавита,
умение читать, писать, и навык быстрого счета на самом деле, Готовность
ребенка к обучению – это уровень физического и психического
развития, при котором те требования, которые будет предъявлять школа, не будут
для него чрезмерными и не приведут к нарушениям его здоровья.
Под «готовностью»
ребенка к системному обучению в школе понимается: сформированность у ребенка
психологических свойств, процессов, умений без которых невозможно успешное
овладение учебной деятельностью в школе.
Очень часто мы слышим
такие слова «психологически не готов к школе» и неверно их растолковываем,
понимая под этими словами – когда у ребенка есть определенные личностные
качества, или эмоционально-волевая незрелость, которые не позволяют ему успешно
обучаться в школе. Однако такие представления и понимание не верно.
В школе на
первоклассника обрушивается все сразу: и новые правила поведения, и новая
информация, и новая форма обучения. Поэтому готовить дошкольника к грядущим
переменам в привычных для него условиях нужно постепенно, шаг за шагом.
Основой успешной
адаптации будущих первоклассников к школьному обучению является психологическая
готовность их к школе.
Психологическая
готовность - это очень обширное понятие, которое включает сформированность
различных сфер.
Интеллектуальная
готовность - это уровень развития познавательных психических процессов необходимый
для успешного овладения школьной программы.
Интеллектуальная
готовность не предполагает у ребенка каких-то определенных сформированных
умений (счета и письма). Это наличие у ребенка более высокого уровня
психического развития, которое дает возможность читать, считать и решать задачи
Бывает, что будущий
первоклассник умеет читать, писать, считать, но у него рассеянное внимание,
плохо развита память и у него будут трудности в школе и наоборот ребенок с
более высоким уровнем развития памяти, внимания, мышления сможет догнать и
перегнать в успешности своих сверстников.
Основным психическим
новообразованием этого возраста является произвольность. Которая и является
одним из критериев готовности к школе.
Многие познавательные
психические процессы становятся произвольными. Ребенок способен управлять
памятью, вниманием, т.е. делает и запоминает не то, что просто интересно, но и
нужно.
Мотивационная готовность – это наличие у
ребенка «желания учиться».
И, наверное, если вам
сейчас задать вопрос: «Хочет ли ваш ребенок идти в школу?». Почти все сразу
ответите: «Да!». Значит и мотивационная готовность сформирована. Однако это
совсем не так.
Желание пойти в
школу и желание учиться существенно отличаются друг
от друга. Он может хотеть в школу, потому что все друзья пойдут, потому что
купят новый портфель и другие вещи, привлекает детей класс, школа, учительница.
Но еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно учиться.
Просто они поняли, что статусное место гораздо важнее и почетнее, хочет стать
взрослым.
Важно, чтобы школа
привлекла именно своей деятельностью- учением (учебной) «Хочу
учиться!». Именно стремление стать учеником, т.е. выполнять правила поведения
школьника, иметь обязанности и составляют «внутреннюю позицию
школьника».
Волевая готовность - умение слушать,
вникать в содержание того, о чем говорит учитель, довести начатое дело до
конца, работать по инструкции, планировать свои действия, способность управлять
своим поведением.
Эмоциональная
готовность. Отдавая ребенка в школу, кажется, что его отношение к ней будет
положительным. Однако это не всегда так за несколько месяцев (до школы) уже
приблизительно 15% детей испытывают негативное отношение к школе.
В чем причина?
·
Вами выбран неверный темп работы, объем, что приводит к переутомлению,
страху не успеть, в поведение могут появиться протест, негативизм.
·
Частые ежедневные разговоры дома о школе вызывают у детей тревогу
·
Активных, непоседливых детей стараются превратить в прилежных, послушных и
удобных, что вызывает у детей негатив.
Конечно же успехи современного
школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности
ребенка в дошкольные годы, в том числе от правильного формирования
предпосылок УУД.
Что же такое универсальные
учебные действия? Научное толкование таково: Универсальные учебные
действия –способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путѐм
сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
другими словами: Универсальные
учебные действия – это способность ребенка к саморазвитию путем
активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность,
через «умение учиться».
Классификация
УУД:
Личностные предпосылки
УУД
У дошкольников личностный компонент УУД
определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному
обучению-степенью сформированности внутренней позиции школьника, самооценки,
эмоциональной зрелостью ребенка.
Критерии сформированности внутренней
позиции школьника таковы:
ü
Критерий Я хочу учиться! (учебная мотивация). Сюда
относят, прежде всего, желание ребенка пойти учиться, положительное отношение к
школе, чувство
необходимого учения.
ü Критерий Я готов
к познанию! (интерес к новой информации). Проявление интереса к
новому, к самому процессу познания, предпочтение ребенком содержания школьных
занятий.
ü Критерий Я
–субъект детского сообщества! (умение и желание ребенка работать в
коллективе сверстников)
Формы работы по
формированию личностных УУД: (рекомендации)
ü участие в обсуждениях, рассуждениях,
спорах – во время обсуждений, рассуждений и споров дети учатся аргументировать и
отстаивать свою точку зрения;
ü подведение промежуточных
итогов и итогов деятельности – во время подведения итогов у детей
происходит осмысление полученных знаний и опыта;
ü творческие задания – повышают интерес
к процессу познания, изучения нового материала;
ü самооценка – детям
предлагается оценить свою работу, свои достижения.
ü дневники достижений – ведут с целью
повышения своей эффективности и самооценки. Можно предложить детям приклеивать
в дневник наклейки за какое-то достижение.
Регулятивные предпосылки
УУД
ü умения ребенка
организовать свою деятельность, внимание и самоконтроль;
ü умение осуществлять
действие по образцу и заданному правилу; инструкции.
ü умение сохранять
заданную цель;
ü умение видеть указанную
ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
ü умение планировать и
контролировать свою деятельность.
ü умение адекватно
понимать оценку взрослого и сверстника.
Будущий первоклассник должен уметь
принимать инструкцию из 3-4 предложений, сохранять до конца занятия все
инструкции, в конце работы внимательно просмотреть выполненное задание,
находить и исправлять свои ошибки. На занятиях соблюдать правила, уметь
управлять своим поведением.
Формы работы по формированию регулятивных УУД:
ü поиск нужного материала
(картинок) – требуется найти среди предложенных картинок, картинки по заданной теме;
ü «преднамеренные ошибки» – ребенку
предлагаются задания с заранее обдуманными ошибками, которые они должны найти,
назвать и обосновать;
ü
взаимный диктант (задание) – работа
проводится совместно, ребенку предлагается придумать задание для вас и
проверить правильность выполнения этого задания;
ü заучивание материала
наизусть – предлагается выучить стихотворение, потешку, скороговорку.
ü «ищу ошибки» – могут быть
предложены задания, где надо найти ошибки,
ü контрольный опрос – можно предложить
ребенку самостоятельно придумать вопросы для вас (вопросы от ребенка)
Познавательные
предпосылки УУД
Самый объёмный блок по количеству
предпосылок, потому что конечно же успешность обучения в первую очередь зависит
от интеллектуальной готовности к обучению:
ü способность выделить
существенные признаки предметов и явлений, (общие и различные признаки), также
достаточного запаса знаний об окружающем мире испытуемого;
ü уметь составлять целое
из частей;
ü уметь сравнивать,
осуществлять классификацию и обобщать объекты, анализировать, устанавливать
аналогии;
ü устанавливать
причинно-следственные связи;
ü рассуждать, находить
причины явлений, делать выводы, т. к. в этом возрасте происходит
изменения мышления ребенка от наглядно-образного к словесно-логическому;
ü ориентировка в
пространстве и времени;
ü умение производить
знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов;
Формы работы по формированию
познавательных предпосылок к УУД (рекомендации):
ü классификация – детям
предлагается распределить какие-то объекты по группам;
ü анализ – предлагается
выделить, расчленить объект на составляющие его элементы;
ü сравнение – детям
предлагается найти и выделить черты сходства и различия в предметах;
ü обобщение – выделение общих
существенных свойств в сравниваемых объектах; «Назови одни словом?»
ü сериация – установление
последовательных взаимосвязей, выстраивание объектов в определенном порядке;
«Продолжи ряд....»
ü сернация – построение
упорядоченных возрастающих или убывающих рядов. «Расставь по
росту» «От большой к маленькой» «От высокой к низкой» и наоборот.
ü исключение лишнего – нахождение «лишнего»
предмета и объяснение, почему этот предмет является лишним. «Четвертый лишний»
ü подбор подходящего – необходимо подобрать к
предложенным предметам, подходящий по смыслу предмет;
ü прохождение лабиринтов – детям
предлагается пройти по лабиринту от начала до конца;
ü работа с разного вида
таблицами – детям предлагаются игры и упражнения типа «Чего не хватает в
таблице?», «Заполни таблицу», «Что изменилось в таблице» и т.п.;
ü знаки и символы – умение работать
со знаками и символами;
ü работа со схемами,
составление схем-опор;
ü решение логических задач – решение
различных логических задач
ü установление
причинно-следственных связей – «что сначала, что потом»;
Все эти задания необходимо использовать и
проводить на слух.
Коммуникативные УУД
ü потребность ребенка в
общении со взрослыми и сверстниками;
ü желание ребенка
сотрудничать
ü умение слушать
собеседника
ü строить монологичное
высказывание и диалоговую речь;
ü предлагать помощь и
сотрудничество;
формы работы по
формированию коммуникативных УУД (рекомендации)
ü «составь рассказ»,
«опиши предмет» – детям предлагается составить рассказ или описать предмет с опорой
на картинку или без нее;
ü составление диалога
(работа в парах) – можно предложить детям разыграть ситуацию в парах, использую
диалоговую речь. Как можно чаще вести диалог с ребенком?
ü «составь задание» – дети составляют
задание друг для друга; (Как ты думаешь а что нужно сделать?)
ü «выскажи свое мнение о…» – детям
предлагается высказать свое мнение, например о поведении детей на картинке
(хорошо, плохо), о предметах (красиво, не красиво);
ü обсуждение, рассуждение,
спор – предлагается обсудить определенные вопросы по теме, выразить свое мнение,
и доказать свою точку зрения;
ü совместная работа – совместные семейные
игры
ü «объясни…» – можно объяснять
выполнение своих действий
ü «ответь на вопросы» – детям
предлагается ответить на вопросы («Задавайте как можно больше
вопросов?)
Формирование УУД
– это не программа, которой можно обучить, натренировать. Это долгая
интегрированная работа, которая осуществляется на протяжении всего дошкольного
детства через обычное «участие в жизни», игру и ведет к успешной подготовке
вашего ребенка ко школе.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.01.2022
Дата обновления: 31.10.2024
Дата публикации: 07.01.2022