24.12.2021
Речь - это форма мышления.
Основная функция речи - общение, сообщение или, как принято говорить,
коммуникация. Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом
определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше у него будет развита речь
до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.
К шестилетнему
возрасту словарный запас нормально развитого ребенка составляет от 3000 до 7000
слов.
Среди некоторых родителей часто
бытует ошибочное мнение, что если ребёнок знает цифры и названия букв и немного
их пишет, то это означает, что он готов к школе. Однако освоение ребёнком этих
навыков и знаний не является достаточным условием и критерием его
подготовленности к школе. Помимо знания цифр и букв есть нечто более важное,
что подчас упускают родители в их работе по подготовке детей к школе. Это -
устная речь ребёнка, развитие которой является необходимым условием для
успешного усвоения им письменной речи (чтения).
Будущий школьник должен иметь достаточный
словарный запас, уметь грамотно и логично излагать мысли, запоминать и читать
стихи, а также пересказывать короткие тексты. От степени богатства и
грамматической правильности устной речи ребёнка зависит понимание им прочитанного.
Иными словами, каждому ребёнку необходимо обладать к началу занятий в первом
классе школы достаточным уровнем развития связной устной речи и мышления.
Не все родители понимают
значимость процесса развития речи детей. Некоторые считают, что их дети и так
самые умные, некоторые считают, что у них нет сил для этого, многие думают, что
детский сад и так всё за них сделает.
Чтобы ускорить и облегчить
процесс усвоения ребёнком необходимых навыков, необходимо совместить в своей
работе по подготовке ребёнка три одинаково важных и взаимно связанных
компонента - общение с ребёнком, игра с ним и его обучение. При этом можно использовать
как простые, известные всем нам с детства обучающие игры, так и специальные и
разработанные психологами методики обучения. Для того чтобы ребёнок
одновременно и получал удовольствие от этих игр, и успешно осваивал необходимые
для его развития навыки, не понадобится ни специальное помещение, ни абсолютная
тишина. Все это можно делать с тем же, если и не большим, успехом в свободной и
совершенно непринуждённой обстановке - на детской площадке, в группе, на
экскурсии, в музыкальном зале. Чрезвычайно необходимы для развития ребёнка и
разнообразные детские игры, рисование, лепка и другие виды детского творчества.
Для обучения детей 6-ти лет
навыкам устной речи, как необходимого условия развития навыков чтения
(письменной речи), предлагаем вашему вниманию некоторые развивающие игры и
методические рекомендации:
Игры, развивающие устную речь ребёнка:
* Испорченный телефон.
* Съедобное - несъедобное.
* Назвать любые слова на
определённую букву
* Что звучало? (Постучите
вместе с ребёнком палочкой по столу, по полу, по пластмассовой игрушке. Затем
завяжите ребёнку платком глаза, постучите по одному из названных предметов и
попросите его угадать, по какому предмету Вы постучали. Чтобы ребёнок сумел
лучше отработать этот навык, периодически меняйтесь с ним ролями.)
* Назвать больше слов по
теме. (в течение минуты назвать как можно больше слов, обозначающих
известных ребёнку животных, птиц, растений, материалов, имена стран и
т.д.)
* Составить цепочку слов.
(Так, чтобы последняя буква предыдущего слова была бы и первой последующего.
Например: ребёнок-корова-аромат-торт-тень.)
* Составить цепочки
слов-антонимов. (Например: горячий-холодный, тёмный-светлый, высокий-низкий,
худой-толстый и т.д.)
* Назвать все известные
предметы одного и того же цвета. ( Например: жёлтого-лимон, солнце, подсолнух,
канарейка; или красного-помидор, перец, кровь и т.д.)
* Угадай, что я хочу
сказать. (Произнесите первый слог в каком-либо слове, и попросите ребёнка
угадать все слово целиком по этому слогу. Загадывайте и отгадывайте по
очереди.)
* Освоение понятий о
местоположении предметов в пространстве (внутри, над, под, снизу, сверху,
между, слева, справа). Например: предложите ребёнку взять карандаш и положить
его между компьютером и книгой, или на третью полку в правом ряду, или
справа от телевизора.
Некоторые
рекомендации родителям по развитию устной речи ребёнка:
* Обращать внимание на то,
насколько связно, логично и грамматически правильно ребёнок излагает свои
мысли.
* Помогать
ребёнку описывать предметы, события и явления как можно более подробнее.
Границы познаний ребёнка при этом расширяются и его речь обогащается.
* При разучивании стихов и
песенок, ребёнок не должен создавать видимость ''как-бы поёт'', не понимая
смысла слов и произнося нечленораздельно какие-то слога. Надо помочь ему,
особенно в песнях, правильно понимать и произносить каждое слово. Поэтому -
пойте вместе с ним.
* Учить ребёнка находить и
придумывать рифмы.
* Чаще применять самим и
поощрять использование детьми поговорок, пословиц и распространенных
выражений.
* Учить ребёнка придумывать
и загадывать загадки.
* Учить придумывать смешные
истории.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.01.2022
Дата обновления: 13.01.2022
Дата публикации: 24.12.2021