28.12.2021
Почему у многих детей сложности с определением того, где «право», а где «лево»?
Оказывается, у человека нет органа для ориентирования в пространстве, но эту функцию совместно выполняют зрение, слух и осязание. Чем больше обогащается жизненный и чувственный опыт, тем проще человеку ориентироваться и определять стороны правильно. В целом, исследования показывают, что навыки ориентирования в пространстве тесно связаны с развитием мышления и речи, поэтому, не развивая эти навыки, мы тормозим интеллектуальное развитие ребенка.
Учить ребенка различать левую и правую руку нужно как можно раньше, потому что именно в раннем возрасте процесс будет проходить естественно, без лишних усилий, слез и появления неуверенности в себе. С 2-3 лет у малыша начинает формироваться представление о правой и левой стороне своего тела, а завершается этот процесс к шести годам. Важно обращать внимание на то, что руки отличаются друг от друга, это разные части тела, хоть и похожие.
Программа Л.А.Венгер «Развитие» предполагает углублённое изучение этой темы с детьми в разделе «Ориентировка в пространстве». Дома необходимо постоянно закреплять с детьми навыки ориентирования.
Расскажем о способах, как научить ребенка отличать левую сторону от правой:
* Когда вместе с малышом гуляете на улице, обозначайте словесно свой маршрут. Обращайте внимание ребенка на предметы и строения вокруг вас и указывайте на то, с какой стороны от вас они находятся. Когда одеваете ребенка, комментируйте свои действия: надеваем варежку на правую руку, теперь - на левую, сапог - на правую ногу, теперь - на левую и т.д.
* Пока малыш совсем маленький, можно воспользоваться яркой ленточкой: завяжите ее красиво на правую руку (или ведущую руку, если ребенок – левша), и всякий раз, определяя, где право, а где лево, ребенок будет сначала вспоминать, где ленточка. Позже процесс станет автоматическим, и ленточка не понадобится. Детям постарше можно надеть на руку стильные часы (мальчикам) или красивый браслет (девочкам).
* Выучите наизусть стихи о правой и левой стороне – например, такое:
Правая и левая водят поезда, Правая и левая строят города.
Правая и левая могут шить и штопать, Правая и левая могут громко хлопать.
За окошком ходит ночь, руки так устали…Правая и левая спят на одеяле.
(О. Дриз)
Призовите на помощь мышечную память. Попросите малыша сопровождать чтение стихотворения движениями.
* Делайте с ребенком веселую зарядку. Включайте любимые детские песенки и вместе поднимайте поочередно (обязательно при этом называя) правую руку или левую, делайте шаги, прыжки или наклоны вправо или влево.
* Проводите с ребенком «тренировки для продвинутых»: просите его положить руки перед собой и назвать их. Затем пусть скрестит руки - и снова назовет их. Предложите положить левую руку на правое колено, достать правой ногой до правого уха, хлопнуть левой рукой по правой ступне, топать правой ногой и одновременно махать левой рукой и т.д. По утверждениям специалистов, многие люди лучше запоминают важные вещи в движении.
* Используйте зрительную память: на картинках в книжках определяйте вместе с ребенком, где у того или иного героя или животного правый глаз, левая нога, правый ус, левое крыло и т.п.
* Возьмите любое задание - «лабиринт» и предложите ребенку в точности соблюдать ваши команды. Пусть представит, что идет в полной темноте, а вы - его «глаза». Чтобы выбраться из лабиринта, нужно точно следовать инструкциям и не путать право - лево. Если ориентироваться «на бумаге» ребенку пока сложно, устройте поиски клада «на местности» - в детской комнате. Спрячьте игрушку-«клад», и помогайте ребенку найти ее при помощи подсказок («два шага вправо, шаг вперед, один шаг влево» и т.д.).
* Когда ребенок занят рисованием, просите его или предлагайте ему нарисовать тех или иных героев или животных в движении - идущими (бегущими, ползущими) слева - направо или справа - налево.
Будьте последовательны, настойчивы и терпеливы – и все получится!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.01.2022
Дата обновления: 12.01.2022
Дата публикации: 28.12.2021