27.04.2020
Помните
замечательное стихотворение Самуила Яковлевича Маршака:
Он взрослых
изводил вопросом "Почему?"
Его прозвали "Маленький философ".
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов "Почему?".
Любознательность
у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо,
когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает. В этом случае надо
серьезно разобраться в причинах.
На все вопросы
детей надо отвечать по-научному точно и доступно, как бы вы заняты ни были.
Более того, нужно похвалить за хороший вопрос, за желание узнать. Но еще лучше,
если вы будете, с пониманием относясь к незнанию ребенка, побуждать его
самостоятельно находить ответы на вопросы в словарях, справочниках, книгах.
В доме, в
классе, в группе должно быть много справочной литературы по всем видам знаний:
"Жизнь животных" Альфреда Брема, "Жизнь насекомых" Жана
Фабра, "Детская энциклопедия", книги рекордов и чудес
"Диво" Валентины Пономаревой, "Почемучка" Александра
Дитриха, книги Жак Ива Кусто, Ярослава Малина, Криса Бонингтона орфографический
словарь, "Толковый словарь русского языка" Сергея Ивановича Ожегова,
Большой энциклопедический словарь под редакцией Прохорова и др.
Каждый
вопрос ребенка - это прекрасная возможность научить его самому находить ответ,
пользоваться словарями и книгами, помочь ему полюбить сам процесс самостоятельного
приобретения знаний и проведения маленьких исследовательских работ.
Если
терпеливо не отвечать на все вопросы детей, может случиться ситуация подобная
той, которую описал В. Вересаев в "Рассказах о детях".
Мальчик Игорь изводил всех вопросом "Почему?". Знакомый профессор
психологии (!) посоветовал родителям: "Когда вам надоест, отвечайте ему
"Потому что перпендикуляр", - увидите, скоро он отвыкнет".
Родители так
и сделали. Через короткое время наступила непредвиденная реакция. Игорь на все
затруднительные для себя вопросы стал отвечать: "Потому что
перпендикуляр".
- Ты почему не одел калоши?
- Потому что перпендикуляр.
- Почему грубишь?
- Потому что перпендикуляр.
Так закладываются "перпендикулярные" отношения, может быть, на всю
жизнь.
Отметим еще
одну проблему наших детей. В школе им отвечают на вопросы, которых они не
задавали. И дети перестают задавать вопросы. Они знают, что им будут что-то
рассказывать, часто то, что им неинтересно или непонятно, зачем им это надо
знать?
Идеально, когда ребенок сам задает вопросы, сам хочет что-то знать.
Приведем
притчу об умении задавать вопросы:
Говорят, монахи одного монастыря послали в свою епархию прошение с вопросом:
- Можно ли во время моления курить?
Монахов наказали за дерзость.
Монахи другого монастыря послали прошение с иначе сформулированным вопросом:
- Могут ли монахи во время курения молиться?
Им ответили: "Могут".
Как научить
детей задавать вопросы?
Чтобы дети
не боялись задавать вопросы, надо убедить их в том, что не знать что-то не
позорно: позорно не узнать, если можно узнать. Надо убедить детей, что задавать
вопросы - это полезно: больше узнаешь по ответам.
Не задать вопрос, когда не понял, это не позор, а трусость. Надо поощрять
детей, задающих вопросы: "Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты
следишь за ходом мысли, думаешь". Можно ставить оценки не только за
хорошие ответы, но и за хорошие вопросы. Кто ничего не спрашивает, тот ничему
не научится. Хочешь быть умным - научись задавать вопросы.
Нельзя
смеяться над ребенком, задавшим слабый вопрос. Дети имеют право на ошибку.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 01.05.2020
Дата обновления: 01.05.2020
Дата публикации: 27.04.2020