17.10.2019
В средней группе происходит дальнейшее формирование у детей интереса и
ценностного отношения к занятиям физической культурой. Ребенок
проявляет хорошую координацию, быстроту, силу, выносливость, может свободно
ориентироваться в пространстве, ходить и бегать, согласуя движения рук и ног. Переносит
освоенные упражнения в самостоятельную деятельность. Ребенок самостоятельно
играет в подвижные игры, активно общаясь со сверстниками и с воспитателем,
проявляет инициативность, может контролировать и соблюдать правила в знакомых
ему играх.
Социальная ситуация развития на пятом году жизни характеризуется дальнейшим
развитием игровой деятельности. Ребенок начинает выделять для себя структуру игры:
сюжет, роли, игровые действия. Дети средней группы могут выстроить
последовательность игровых действий в соответствии с логикой развития сюжета,
они способны по ходу игры менять свою роль, если этого требует развертывание
сюжета. У детей появляется возможность установления ролевых взаимодействий с
одним-двумя партнерами. Кроме того, дети способны выделить правило, по которому
нужно действовать в игре, но еще не могут придерживаться ограничивающих правил,
т.е. того как действовать нельзя.
В игре ребенок отражает предметные действия взрослых, направленные на
других людей, обозначая эти действия ролью (я- доктор, я -
мама, я –продавец).
В среднем дошкольном возрасте продолжается развитие продуктивных видов
деятельности, таких как изобразительное искусство, аппликация,
конструирование. Дети уже не просто придумывают рисунки и постройки отдельных
предметов, называют выдуманных персонажей сказок и их отдельные действия, но
дополняют различными деталями. В этих
деятельностях, в отличие от младшего возраста,
также появляется ориентировка не только
на отдельные признаки и стороны действительности, но и на их взаимосвязи. Это этап структурирования,
когда ребенок выделяет для себя на
образном уровне связи и отношения между отдельными предметами и их частями.
На 5-ом году жизни происходят значительные изменения в речевом развитии ребенка.
Совершенствуется речевой слух, дети могут сравнивать слова по звучанию,
определять первый звук в слове, учатся правильно произносить слова.
Формируется грамматический строй речи. Развивается связная речь, ребенок в
состоянии уже передать содержание небольших сказок и рассказов, составить
рассказ по картинке, сначала с помощью педагога, а впоследствии
самостоятельно.
В среднем дошкольном возрасте продолжается развитие общих способностей:
познавательных, коммуникативных, регуляторных.
Самым важным в развитии познавательных
способностей в этом возрасте является развитие способности к
наглядному моделированию. Эта задача решается путем приобщения
детей к действиям по построению и использованию наглядных моделей различных
типов. Именно наглядные модели позволяют ребенку выделить важные для решения задачи связи и
отношения между предметами. Основной тип моделей, действия с которыми
осваивают дети в средней группе, - это графический план, используемый, прежде
всего, при ознакомлении
детей с пространственными отношениями, а также графические модели предметов, необходимые для решения конструктивных
задач.
В средней группе продолжается освоение различных
форм символизации, позволяющей ребенку выражать свое отношение к
действительности. Однако дети уже не только используют отдельные
символические средства (цвет, величина, сказочные персонажи), но и отношения
между ними (сочетание цветов, персонажей, сказочных предметов и т. п.).
В области развития творческих способностей, воображения происходит
переход от создания отдельных образов предметов к их детализации. Дети уже не
просто придумывают рисунки и постройки отдельных предметов, называют выдуманных персонажей
сказок и их отдельные действия, но дополняют выдуманное различными деталями.
Основной задачей развития художественных способностей остается
освоение специфических средств художественных видов деятельности наряду с
развитием эмоциональной отзывчивости на эти средства и общих творческих
способностей.
Развитие коммуникативных способностей предполагает развитие
компромиссного общения. У детей пятого года жизни (при направленной работе
воспитателей в этом направлении) проявляется возможность открытого общения
(сообщение о своих желаниях и чувствах, а также свои мысли о желаниях и чувствах
других детей). В поисках компромисса при конфликтных интересах в общении они
могут договариваться, однако еще в большой мере нуждаются в помощи
взрослых. Развитие коммуникативных способностей происходит посредством игры,
которая является основным видом деятельности в этом возрасте. Также умение
ребенка сотрудничать с другими развивается за счет других совместных видов
деятельности (общих рисунков, построек).
Развитие регуляторных
способностей происходит в среднем возрасте во внешнем плане, когда
правила в различных формах предлагаются ребенку взрослым, контролирующим также
и их выполнение. В этом возрасте у детей уже начинают складываться обобщенные
представления о том, как надо или не надо себя вести. Следование правилам и
нормам становится менее ситуативным, более устойчивым и самостоятельным.
Ребенок в этом возрасте может уже без напоминания взрослого использовать
правила вежливости, применять правила поведения в группе. Что немаловажно в
этом возрасте у детей уже существуют эмоциональные образы различных ситуаций
пребывания в группе, взаимодействия с другими. Дети склонны замечать нарушения
правил другими детьми больше, чем свои собственные. Однако это важный этап
регуляции, помогающий ребенку усваивать правила. Поведение 4-5 летнего ребенка
не столь импульсивно и непосредственно, как раньше. Хотя в некоторых ситуациях
ребенку еще требуется напоминание взрослого или сверстников, чтобы удерживать и
применять правила. Дети пятого года жизни начинают совершать больше
правильных поступков, с уважением отзываются о своих товарищах по группе,
активно сопереживают удачу, проявляют разные формы взаимопомощи. Однако
высокая активность, стремление к взаимодействию со сверстниками при
отсутствии опыта приводит к частым конфликтам, противоречивым формам поведения.
Противоречивость поведения - существенная психологическая особенность
характеристики поведения ребенка среднего дошкольного возраста. Дети этого
возраста с трудом устанавливает отношения со сверстниками, относиться к ним
избирательно. Желание активно взаимодействовать входит в противоречие с
отсутствием практического опыта.
Развитие регуляторных способностей предполагает возникновение у детей
положительных эмоциональных переживаний, а затем и эмоциональных образов,
связанных с взаимодействием с детьми в группе детского сада, проявление
отношения к действиям других детей, овладение правилами поведения на уровне
контроля и фиксации нарушений правил другими детьми, и часто
невозможности соблюдения правил самими.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.04.2020
Дата обновления: 26.04.2020
Дата публикации: 17.10.2019