11.10.2019
Характеристика возраста и задачи развития
(шестой год жизни)
В старшей группе продолжается формирование у детей интереса и ценностного
отношения к занятиям физической культурой. Движения детей становятся все более
осмысленными, двигательная активность – более целенаправленной. Дети
обладают достаточным запасом двигательных умений, осознанно пользуются ими в
своей деятельности. Ребенок проявляет хорошую координацию, быстроту, силу,
выносливость, может свободно ориентироваться в пространстве, ходить и бегать,
согласуя движения рук и ног. Переносит освоенные упражнения в самостоятельную
деятельность.
По- прежнему важное место в жизни ребенка
занимает игра. Дети достаточно четко выделяют типичные ролевые
отношения лиц, роли которых они выполняют и, в соответствии с ними, строят свое
поведение; ролевые действия разнообразны. Ребенок может создавать цепочку
действий, объединенных одним сюжетом, способен подчиняться правилу,
установленному в игре, ролевая речь детей достаточно четка.
В старшем
дошкольном возрасте продолжается развитие продуктивных видов деятельности,
таких как изобразительное искусство, аппликация, конструирование,
художественное конструирование. Расширяется и обогащается опыт ребенка, его
отношение к действительности становится дифференцированным и разноплановым.
Продуктивная
деятельность ребенка начинает подчиняться замыслу, намерению. К старшему
дошкольному возрасту ребенок уже ставит перед собой цель, старается изобразить
или построить то, что он задумал. То есть замысел не следует за исполнением, а
ведет создание продукта за собой. Теперь, начиная рисовать, дошкольник
уже знает, что он собирается изобразить. Графические образы, хотя и схематичны,
содержат много деталей. Предметы, которые изображаются ребенком, теперь
располагаются не отдельно, а связаны друг с другом. В этом возрасте ребенок
может создавать сюжетные изображения, сопровождая их словесными комментариями.
В конструировании у детей появляются обобщенные способы действий и обобщенные
представления о конструируемых ими объектах. Дети могут целенаправленно
изменять конструкции различных объектов в зависимости от целей и их
предназначения.
У ребенка шестого года жизни
наблюдается прогресс в развитии речи в сравнении с дошкольниками пятого года жизни.
Речь
становится более четкой, происходит совершенствование слухового восприятия,
развивается фонематический слух. Формируется интонационная выразительность
речи. Ребенок 5-6лет уже может использовать сложные грамматические конструкции,
правильно произносит все звуки, замечает ошибки в звукопроизношении;
грамотно использует все части речи; использует обобщающие слова, синонимы,
антонимы.
Помимо
всего прочего, происходит развитие смысловой стороны речи, что выражается в
широком использовании синонимов и антонимов. Дошкольник может описать игрушку и
развернуть сюжет, который будет повествовать о действиях одной или нескольких
игрушек одновременно.
Что касается
коммуникативных умений, то в старшем дошкольном возрасте у ребенка выявляется
интерес к установлению положительных взаимодействий как со сверстниками, так и
со взрослыми людьми. С одной стороны возникают устойчивые связи с другими
детьми, которые выступают в роли партнеров по игровой деятельности, с другой
стороны - со взрослым. В этом возрасте ребенка волнуют важнейшие вопросы жизни.
Им нужен собеседник, с которым они могли бы обсудить волнующие темы, этим
собеседником и должен стать взрослый человек.
Дети 5-6 лет
помимо вербальных средств общения овладевают также невербальными (жесты,
мимика), способны регулировать темп речи и силу голоса, использовать
разнообразные интонации.
В образовательной работе с детьми авторы программы продолжают делать
акцент на развитии способностей дошкольников. При развитии познавательных
способностей основное внимание переносится с содержания обучения на его
средства. Напомним, что содержание - это знания, конкретные навыки и умения (представления
о явлениях природы, о жизни людей в обществе, о математических отношениях:
навыки счета, связной речи и т.п.), усваиваемые детьми в
разных образовательных ситуациях. Но для развития способностей важны не
столько сами по себе эти знания и навыки (каковы бы они ни были), сколько то,
каким образом они преподносятся детям, и, соответственно, осваиваются детьми.
Действия, которые выполняет ребенок в ходе обучения, выполняют двойную
функцию: с одной стороны, они обеспечивают усвоение предлагаемых в обучении
содержаний, что особенно важно для детей старших дошкольных возрастов в связи с
подготовкой их к школе, а с другой стороны, и это главное, - развивают их
общие способности.
Задача, стоявшая перед авторами программы, заключалась в том, чтобы и в
этом возрасте ввести в обучение такие действия детей, которые в максимальной
степени развивают их способности. Для детей старшего дошкольного возраста -
это, прежде всего, действия по построению и использованию наглядных моделей различных
типов и содержаний. Под наглядными моделями понимаются такие виды изображения
различных предметов, явлений, событий, в которых выделены и представлены в
более или менее обобщенном и схематизированном виде основные отношения их
компонентов, причем сами эти компоненты обозначены при помощи условных
заместителей.
Развитие
действий наглядного моделирования в старшей и
подготовительной группах проходит по нескольким линиям. Первая
линия - это расширение диапазона моделируемых отношений. В средней
группе основное внимание уделялось работе с графическим планом, который дети использовали при
ознакомлении с пространственными отношениями, и графическим моделям
предметов при решении конструктивных задач. В старшей группе к моделированию пространственных
отношений добавляется моделирование временных отношений (например, при
построении наглядной модели сказки, звуковой модели слова), логических и прочих.
Вторая линия изменений
касается степени обобщенности моделируемых отношений. Если вначале дети
осваивали моделирование единичных конкретных ситуаций (например, схема данной
постройки в конструировании), то в старшей группе они учатся строить модели,
имеющие обобщенный характер и отображающие существенные черты многих объектов и ситуаций
(например, так называемые круги Эйлера моделируют отношения между самыми различными предметами).
Третья линия изменений
состоит в изменении самих наглядных моделей, с которыми действуют дети. Здесь
движение идет от моделей, имеющих "иконический" характер, т.е.
сохраняющих известное внешнее сходство с моделируемыми объектами
(например, изображение на плане помещения различных предметов, находящихся
в нем), к моделям, представляющим собой чисто условное изображение (числовая ось, модель звукового состава слова
и т.п.).
В младшей и средней группах осуществляется подготовка к
освоению наглядного моделирования. Дети осваивают преимущественно
разрозненные действия замещения, построения и использования простейших моделей в их внешней
форме. В старшем возрасте начинается собственно развитие различных форм
наглядного моделирования и его включение в решение интеллектуальных задач.
Наглядное моделирование позволяет ребенку с помощью таких средств, как схемы, модели, планы, выявлять объективные связи между предметами или частями предмета,
обобщать свой познавательный опыт.
Выражать же свое отношение к действительности ребенку позволяет использование символических средств. Эти средства
дают ребенку возможность обобщить и проявить свой эмоционально-познавательный
опыт. Освоение символических средств происходит, в основном, в заданиях,
требующих комплексации различных видов деятельности (например, рисование
иллюстраций к сказке, когда ребенок выражает свое отношение к ее героям с
помощью цвета, композиции и других средств живописи). При этом, если в младшей
и средней группах дети, прежде всего, используют отдельные признаки предметов
(цвет, форма, величина) и их сочетания для выражения своего отношения к
действительности, то в старшем возрасте они уже находят предметное
символическое обозначение для выражения своего эмоционально-познавательного опыта.
В области развития творческих способностей, воображения дети не
просто создают образы отдельных предметов, их действий
и различных деталей, но переходят к созданию предварительных замыслов своих произведений. Замысел начинает
предшествовать непосредственному выполнению деятельности (например, в
конструировании ребенок сначала изображает свою
будущую постройку на чертеже, а затем уже реализует задуманное).
Практически в каждом разделе имеются задачи, прямо направленные на развитие у
детей возможностей на все более высоком уровне создавать и реализовывать
собственные замыслы.
Основной задачей развития художественных
способностей остается
освоение специфических средств художественных видов деятельности наряду с
развитием эмоциональной отзывчивости на эти средства и развитием общих
творческих способностей.
Что касается развития других общих способностей и
личности ребенка, то тут по-прежнему
основными задачами являются становление его активной позиции (через
предоставление инициативы), развитие произвольности
и осознанности поведения, ответственности, умения сотрудничать с другими
детьми, проявление индивидуальности каждого ребенка.
И деятельность детей друг с другом, и
взаимодействие воспитателя с детьми носит характер диалога и активного
сотрудничества.
Воспитатель может проектировать свою
работу по программе. Ему предоставляется возможность проанализировать реальную
ситуацию, существующую в конкретном дошкольном учреждении; выявить
возможности, форму и способы своей работы,
составить ее проект. Реализация проекта зависит от конкретного
продвижения детей и взрослых по программе.
Однако необходимо сохранение последовательности развивающих задач и
средств, с помощью которых ребенок решает эти задачи.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.04.2020
Дата обновления: 25.04.2020
Дата публикации: 11.10.2019