29.10.2019
Характеристика возраста и задачи развития
(четвертый год жизни)
У детей четвертого года жизни, как и на
протяжении всего дошкольного возраста, происходит интенсивное
физическое развитие. Овладение определенными действиями, движениями
(мелкими и крупными), соответствие двигательных умений некоторым минимальным
возрастным нормам является необходимой характеристикой развития ребенка.
Способен ли ребенок прыгать на одной ноге, перекладывать мелкие предметы,
ловить мяч – это показатели не только его физических достижений, но и уровня
его общего развития.
У детей этой
возрастной группы продолжает складываться интерес и ценностное отношение
к занятиям физической культурой. Происходит развитие основных двигательных
навыков, их дифференциация и усложнение. Например, ребенок умеет ходить прямо,
сохраняя заданное направление, бегает, сохраняя равновесие, изменяя
направление, может сохранять равновесие, передвигаясь в усложненных
условиях, лазать по лесенке-стремянке и др., использовать двигательные навыки
в подвижных и спортивных играх.
К 3 годам дети
овладевают азами сюжетной игры – условными предметными действиями. Трехлетний
ребенок способен овладеть ролью – более сложным способом построения игры.
У него формируется умение вступать в ролевое взаимодействие с партнером,
в ролевой диалог. В играх с правилами начинают овладевать правилами
одновременных или поочередных действий.
Важнейшим
показателем развития ребенка-дошкольника является уровень овладения им
различными видами детской деятельности (конструирование, изобразительная,
литературно-художественная и др.), которая, с одной стороны служит источником и
движущей силой развития ребенка, с другой - именно в них наиболее ярко
проявляются все его достижения.
Очень важная сторона
развития ребенка 4-го года жизни – речь. Показателем полноценного речевого
развития и общения является инициативная речь ребенка. В возрасте трех лет у
ребенка возрастает внимание к звуковой стороне речи, что влияет на его
произносительные умения. В большинстве случаев речь детей этого возраста
несовершенна: нечетка, характеризуется общей смягченностью, многие звуки не
произносятся. Речь взрослого – это то, чему ребенок подражает, что становится
образцом для его высказываний. В младшем дошкольном возрасте ребенок переходит
от ситуативной к контекстной речи. Основная задача речевого развития ребенка
младшего дошкольного возраста – развитие звуковой культуры речи, обогащение
словаря, развитие грамматического строя и, наконец, становление связной речи,
которая объединяет все достижения ребенка в овладении родным языком.
В
познавательном развитии ребенка младшего дошкольного возраста важен переход от простых предметных действий к игре,
когда деятельность детей может направляться образами предметов. Особое значение
приобретают способы построения этих образов, ориентирующих ребенка в реальности.
Центральными
задачами развития умственных способностей детей во второй младшей группе является освоение ими
способов ориентировки в действительности,
направленных на выделение ее отдельных
сторон, признаков и сфер. Это этап дифференциации. В области развития умственных способностей основу составляют развитие сенсорных способностей,
освоение действий с сенсорными эталонами. Кроме
того, существенное внимание уделяется
освоению действий с различными условными заместителями объектов и ознакомлению
детей с простейшими формами символизации, позволяющими
выразить свое отношение к действительности. Творческие способности ребенка
развиваются в процессе решения специальных задач, допускающих
множество вариантов решения и гибкое
использование новых способов. Продуктами творчества, как правило, в этом возрасте являются отдельные объекты (несложные
постройки, рисунки отдельных
предметов, присвоение имен или названий отдельным персонажам сказок или их
действиям).
Развитие
художественных способностей наряду с развитием общих творческих способностей основывается на освоении специфических средств художественных видов
деятельности, а также на развитии эмоциональной
отзывчивости на эти средства.
Развитие
коммуникативных способностей детей 4-го года жизни - это приобщение,
развитие чувства принадлежности к новой социальной группе. В этом возрасте
через знакомство с чувствами человека, способами их выражения, с правилами
коммуникации закладываются основы свободного общения, взаимодействия с взрослыми и детьми по правилам,
принятым в социуме, появляются возможности сотрудничества детей.
Конкретное проявление
способов общения - это «заражение» от других поведением, игрой, приносящим
радость и удовлетворение. При возникновении же противоречий, затруднений
(что вызывает негативные переживания) дети сразу применяют физические и
словесные виды давления (не пытаются договариваться, а разрушают
совместную деятельность) либо обращаются с жалобой к воспитателю. Дети
практически не вступают в общение по поводу игры, у них отсутствуют ролевые
высказывания. Для ребенка в общении и взаимодействии важно проявить себя,
а с кем взаимодействовать, правильно ли будет понимать его партнер ему не
так существенно.
Развитие эмоциональной регуляции
- это возникновение у ребенка как можно большего
количества положительных эмоциональных образов различных ситуаций пребывания в
детском саду, позволяющее адекватно эмоционально реагировать на них,
«входить» в ситуации и начинать действовать в ситуациях по правилам.
Развитие произвольной регуляции детей состоит в
знакомстве детей с элементарными правилами пребывания в ДОУ, овладении
способами ориентировки на правило при попадании в ту или иную ситуацию,
некоторыми навыками выполнения правил самообслуживания, взаимодействия,
познавательной деятельности, игр с правилами. Освоении правил проявляется как
знакомство с ними и частичное выполнение. Основным способом регуляции поведения
у детей этого возраста будет эмоциональная регуляция, происходящая за счет
эмоционального контакта ребенка с близкими взрослыми и способов коммуникации,
которые предлагает и которыми владеет взрослый.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.04.2020
Дата обновления: 24.04.2020
Дата публикации: 29.10.2019