Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №18» Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа детей и взрослых 1 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №18» СОДЕРЖАНИЕ 1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1.Пояснительная записка 1.1.1.Цели и задачи реализации дополнительной общеобразовательной программы - дополнительной общеразвивающей программы детей и взрослых 1.1.2. Принципы и подходы к формированию дополнительной общеобразовательной программы - дополнительной общеразвивающей программы детей и взрослых 1.2. Планируемые результаты освоения воспитанниками дополнительной общеобразовательной - дополнительной общеразвивающей программы детей и взрослых 2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направленностями, представленными модулями образовательной деятельности, с описанием форм, способов, методов и средств реализации, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов 3 3 4 2.1.1. Физкультурно-спортивный модуль образовательной деятельности 2.1.2. Художественно-эстетический модуль образовательной деятельности 2.1.3. Социально-гуманитарный модуль образовательной деятельности 2.1.4. Технический модуль образовательной деятельности 2.2. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам – дополнительным общеразвивающим программам для детей с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов 3.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 3.1. Календарный учебный график 3.2. Учебный план. Расписание непрерывной образовательной деятельности (занятий) 3.3. Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеобразовательной программы - дополнительной общеразвивающей программы детей и взрослых 3.3.1. Кадровые условия реализации дополнительной общеобразовательной программы - дополнительной общеразвивающей программы детей и взрослых 3.3.2. Материально-техническое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы - дополнительной общеразвивающей программы детей и взрослых 3.3.3. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания дополнительной общеобразовательной программы - дополнительной общеразвивающей программы детей и взрослых 3.3.4. Финансовые условия реализации дополнительной общеобразовательной программы - дополнительной общеразвивающей программы детей и взрослых Приложения 1) Дополнительная общеразвивающая программа «Фитнес для детей» для детей старшего дошкольного возраста 2) Дополнительная общеразвивающая программа «Серебристый голосок» для детей старшего дошкольного возраста 3) Дополнительная общеразвивающая программа «Речевичок» для детей старшего дошкольного возраста 4) Дополнительная общеразвивающая программа «Lego-умная игра» для детей старшего дошкольного возраста 7 9 11 13 15 4 6 7 7 16 16 19 19 19 19 22 25 Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа детей и взрослых 2 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №18» 1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1.Пояснительная записка В муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №18» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников (далее МДОУ «Детский сад №18») реализуется дополнительная общеобразовательная программа - дополнительной общеразвивающей программы детей и взрослых (далее - Программа). Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительной общеразвивающей программы детей и взрослых регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов. Дополнительные общеразвивающие программы не могут реализовываться взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных программ дошкольного образования. Сроки обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются календарным учебным графиком. При реализации дополнительной общеразвивающей программы детей и взрослых применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования детей и взрослых и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий. В соответствии с изученными потребностями социума Программа ориентирована на детей от 5-х до 8-ми лет. Программа составлена на основе законодательных и нормативных документов: - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; - «Об утверждении Порядка и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва; - «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р.; - Устав Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №18». Утвержден Постановлением Главы ГО Богданович от 28.02.2019 г. № 399. Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительной общеразвивающей программы детей и взрослых разработана в соответствии с направленностями (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» - п. 9, Устав МДОУ «Детский сад №18» - раздел 2, п.2.7), представленными образовательными модулями с учетом используемых в ДОУ парциальных программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию дополнительных общеразвивающих программ: 1) Физкультурно-спортивный модуль образовательной деятельности – дополнительная общеразвивающая программа спортивной секции «Фитнес для детей». 2) Художественно-эстетический модуль образовательной деятельности -дополнительная общеразвивающая программа вокального кружка ««Серебристый голосок»». 3) Социально-гуманитарный модуль образовательной деятельности - дополнительная общеразвивающая программа «Речевичок». 4)Технический модуль образовательной деятельности - дополнительная общеразвивающая программа «Lego-умная игра». Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации. Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа детей и взрослых 3 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №18» 1.1.1.Цели и задачи реализации дополнительной общеобразовательной дополнительной общеразвивающей программы детей и взрослых. Цель: обеспечение широкого спектра вариативности и выбора индивидуального маршрута развития с учетом способностей и индивидуальных интересов детей и взрослых. Задачи: формирование и развитие творческих способностей воспитанников в изобразительной, музыкально-творческой, исполнительской деятельности; формирование регуляторных способностей и поддержка психосоматического здоровья детей средствами спортивных игр и современных технологий физического развития; обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания в природоохранной, природопользовательской, созидательной деятельности; создание условий для развития коммуникативных, лингвистических способностей в процессе знакомства детей с иностранным языком; удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в художественноэстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; - развитие и поддержка талантливых детей, а также лиц, проявивших выдающиеся способности. удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов воспитанников, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов. 1.1.2. Принципы и подходы в организации образовательного процесса Ценности образования, признанные педагогическим коллективом Гуманистические (основополагающие) - суть данных ценностей состоит в признании ценности человека как личности, ее права на свободное развитие, выраженные в идеалах добра, красоты, любви, равенства, братству, истины. Приобщаясь к гуманистическим общечеловеческим ценностям, ребенок приобретает способность свободно выбирать вид деятельности, реализовывать свою нравственно-эстетическую потребность, проявлять активность, свободно выражать внутреннюю позицию через оценки и самооценки, приобретает собственный знаковый опыт самовыражения. Ценности здорового образа жизни, которые проявляются в бережном отношении воспитанников к своему организму, в представлениях о своем теле и своих физических возможностях, о том, что полезно и что вредно для здоровья; к овладению необходимыми гигиеническими навыками и совершенствовании двигательной активности детей. Данные ценности ориентированны не только на сохранение и поддержание физического здоровья, но и обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка (психического здоровья), развитие его положительного самоощущения. Нравственные ценности - это представления, способы, знаки, символы, регулирующие действия человека в социуме с помощью норм, правил, осмысленные через эталоны принятые в обществе. Общество фиксирует и оценивает отношения человека к человеку, к природе, к деятельности, окружающему миру (сострадание, сочувствие, сопереживание, созидание), рождающие нравственно-эстетическую гармонию мира: природа-человек, человек-человек, человек-предметы рукотворного мира. Познавательные ценности заключены в познании ребенком окружающего мира (ближайшего окружения), его общечеловеческой ценности, общности и закономерности в жизни. Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа детей и взрослых 4 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №18» В познании ребенок открывает мир ценностей природы, человека, предметов, а также усваивает способы их познания. Осуществляет поиск общего и специфичного в социуме, природе, осознает значимость познания для человека. Эстетические ценности - это чувственные ценности, представленные эстетическими чувствами, отношениями, вкусами, идеалами. Эстетические ценности выражаются в категориях прекрасного, безобразного, комического, трагического и др. Эстетические ценности познаются ребенком через способность воспринимать, переживать и оценивать мир образов и воссоздавать его в собственной художественно-творческой деятельности. В процессе общения с объектами окружающей действительности в ребенке формируются эстетические представления, суждения, оценки, творческое продуктивное воображение, интеллектуально-художественные способности, культура чувств. Принципы в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам: свободный выбор детьми, родителями (законными представителями) дополнительных общеразвивающих программ в соответствии с интересами, склонностями и способностями; многообразие дополнительных общеразвивающих программ, удовлетворяющих разнообразные интересы детей; - непрерывность дополнительного образования, преемственность дополнительных общеразвивающих программ, возможность их сочетания, коррекции в процессе освоения; психолого-педагогическая поддержка индивидуального развития детей; - творческое сотрудничество педагогических работников и детей, сохранение физического и психического здоровья детей; учет особенностей психофизического развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов в процессе дополнительных общеразвивающих программ. Основные подходы к формированию Программы: Культурно-исторический подход определяет развитие ребенка как процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях. Личностный подход исходит из положения, что в основе развития лежит, прежде всего, эволюция поведения и интересов ребенка, изменение структуры направленности поведения. Поступательное развитие ребенка главным образом происходит за счет его личностного развития. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие. Деятельностный подход рассматривает деятельность наравне с обучением как движущую силу психического развития ребенка. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования. Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа детей и взрослых 5 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №18» 1.2. Планируемые результаты освоения воспитанниками дополнительной общеобразовательной - дополнительной общеразвивающей программы детей и взрослых Система планируемых результатов освоения воспитанниками дополнительных общеобразовательных программ определяется исходя из цели образовательной деятельности в МДОУ «Детский сад №18»: личность, успешная, творчески и социальноактивная, физически и психологически здоровая, глубоко нравственная, обладающая интеллектуальным и творческим потенциалом, строящая отношения с окружающим миром на основе познания и общечеловеческих ценностей. Для осуществления педагогической диагностики по выявлению уровня сформированности результатов педагоги составляют пакет диагностического инструментария для каждой дополнительной общеобразовательной программы и проводят промежуточную и итоговую педагогическую диагностику с оформлением результатов. Целевой ориентир реализации дополнительной общеобразовательной дополнительной общеразвивающей программы детей и взрослых определяется в соответствии с целевыми ориентирами получения дополнительного образования и представлен развитием способностей: Коммуникативные способности позволяют ребенку различать ситуации общения, на этой основе определять собственные цели и цели партнеров по общению, понимать состояния и поступки других людей, выбирать адекватные способы поведения в данной ситуации и уметь преобразовывать ее с целью оптимизации общения с окружающими. Регуляторные способности позволяют ребенку регулировать поведение и деятельность, выполнять правила, действующие в нормативной ситуации, иногда вопреки первоначальным непосредственным побуждениям. Познавательные способности позволяют ребенку познавать окружающую действительность и самого себя. Творческие способности позволяют ребенку выйти за пределы исходной ситуации и в процессе ее преобразования создать новый продукт. При реализации Программы педагогическими работниками проводится оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики. Цель диагностики - оценка эффективности педагогических действий и их дальнейшее планирование на основе полученных результатов. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются также для решения следующих образовательных задач: - индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); - оптимизации работы с группой детей. Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа детей и взрослых 6 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №18» 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направленностями, представленными модулями образовательной деятельности с описанием форм, способов, методов и средств реализации, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов Программа реализует модель образовательного процесса, в которой представлены современные подходы к организации всех видов детской деятельности в соответствии с принятыми методами воспитания, обучения и развития дошкольников, средствами образования, адекватными возрасту детей формами организации образовательной деятельности. Педагоги организуют образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам в объединениях по интересам, сформированных в группы детей одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, ансамбли, театры) (далее - объединения), а также индивидуально. Вариативность образовательных технологий, гибкость использования педагогических методов и приемов, используемых в Программе, обеспечивают многогранность развития дошкольников с учетом их индивидуальных особенностей. Роль педагога состоит в создании условий для свободной творческой деятельности детей и организации образовательного процесса методом реального сотворчества (с педагогом, родителями, другими детьми) в разных формах взаимодействия. В целях обеспечения индивидуализации образовательного процесса особое внимание в Программе уделяется: - поддержке интересов ребенка со стороны взрослых, поощрению вопросов, инициативы и самостоятельности детей в различных культурных практиках; - ознакомлению родителей с задачами индивидуального развития детей, методами, средствами и формами их реализации; согласование с родителями маршрутов индивидуального развития ребенка; учет конструктивных пожеланий родителей «во благо» ребенка. 2.1.1. Физкультурно-спортивный модуль образовательной деятельности 1. Цель -охрана и укрепления здоровья детей, повышение уровня физической подготовленности и приобщение к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста. Задачи программы: Обучающие: • формировать знания о влиянии занятий детским фитнесом на организм, о здоровом образе жизни; • побуждать к овладению танцевальными комбинациями и упражнениями; • формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений; • ориентировать на овладение первоначальными навыками самомассажа; • осуществлять знакомство детей с различными видами спорта через занятия фитнесом; • формировать знания о правилах техники безопасности на занятиях; • обогащать двигательный опыт детей. Оздоровительные: • снижать заболеваемость детей, посещающих занятия; • укреплять опорно-двигательного аппарата детей 5-7 лет; Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа детей и взрослых 7 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №18» • • проводить профилактику плоскостопия; развивать и совершенствовать функции органов дыхания, сердечно- сосудистой, нервной системы. Развивающие: • совершенствовать физические качества детей 5-7 лет (координацию, чувство равновесия, гибкость, ловкость, выносливость, быстроту реакции); • развивать чувство ритма, темпа, согласованность движений с музыкой; • повышать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях (внимание) • развивать произвольную память; • побуждать занимающихся к свободному общению с детьми и взрослыми по поводу своего самочувствия, здоровья, двигательной деятельности; • стимулировать развитие творческих способностей воспитанников; • содействовать развитию воображения и актёрского мастерства. Воспитательные: • формировать интерес к собственным достижениям; • стимулировать мотивацию к соблюдению здорового образа жизни; • содействовать формированию коммуникативных умений (лидерства, инициативы, чувства товарищества, взаимопомощи); • воспитывать у детей эмоционально - положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физическими упражнениями; • побуждать умение эмоционального самовыражения, раскрепощённости, творчества через движения; • поощрять доброжелательное отношение к окружающим; • воспитывать трудолюбие, усердие, терпение. В основе программы лежит фитнес-методика, позволяющая расширить и разнообразить работу с детьми дошкольного возраста по развитию основных физических качеств и музыкально-ритмических способностей. Фитнес (англ.fitness,от глагола «to be fit» соответствовать, быть в хорошей форме) появился в нашей стране в 90-е гг. ХХ в. Это деятельность, направленная на повышения уровня здоровья и предполагающая множество видов физической активности, здоровый образ жизни. Детский фитнес – это хорошо продуманная детская физкультура: общеукрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения. Это уникальные занятия под специально подобранную музыку с использованием разнообразного спортивного инвентаря, включающие в себя танцевальные упражнения, совершаемые в различном темпе, ритме, амплитуде, общеразвивающие упражнения, упражнения на координацию, импровизационные движения, задание на развитие музыкальности и актерского мастерства, соединяющие в себе элементы гимнастики. Ребенок дошкольного возраста еще не способен запомнить и освоить сложные гимнастические упражнения, поэтому в основе реализации программы лежит принцип «от простого к сложному». Большое внимание на занятиях уделяется развитию двигательной функции, формированию правильной осанки, профилактике плоскостопия. Также данная программа включает в себя теоретический материал о фитнесе, о фитбол – аэробике, о стретчинге, обязательный минимум информации, позволяющий существенно расширить знания, умения и навыки в области физической культуры в процессе сотрудничества педагога и ребенка. Учебный план № Наименование разделов и тем Кол-во занятий 2 2. Вводное занятие. Правила ТБ Фитбол-аэробика 7 210 5 205 3. «Звероаэробика» 7 210 3 207 4. «Лого - аэробика» 1. Количество минут всего теория практика 60 3 57 Форма контроля первичное тестирование Включаются в виде отдельных упражнений фотоотчет, наблюдение игра-драматизация, фотоотчет наблюдение Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа детей и взрослых 8 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 5. 6. Step аэробика Step by step 7. 8. Игровой стретчинг Baby top 9. Танцевальная гимнастика Самомассаж, дыхательные упражнения Baby games (подвижные игры) Итоговое занятие 10. 11. 12. Всего Итого: « Детский сад №18» в разминку или основную часть занятия 7 210 5 205 Включаются в виде отдельных упражнений на разных этапах занятий 7 210 5 205 Включаются в виде отдельных упражнений на разных этапах занятий Входит в разминку игра-соревнование наблюдение наблюдение наблюдение фотоотчет На каждом занятии наблюдение, фотоотчет Входят в основную часть каждого занятия игра-соревнование, фотоотчет открытое итоговое занятие, фотоотчет, итоговое тестирование 3 90 5 85 33 990 26 964 33 16 ч 30мин 26 мин 16 ч 4мин Курс программы «Фитнес для детей» рассчитан на 1 год. Инструктор работает с группой занимающихся, численностью по 13 – 15человек. 2.1.2. Художественно-эстетический модуль образовательной деятельности Цель – развитие певческих способностей детей в условиях дополнительного образования в ДОУ, реализация творческих возможностей и потребностей каждого дошкольника, формируя интерес ребенка к эстетической стороне действительности. Задачи: обучающие: - обучить основам вокального искусства; - ознакомить с музыкальными жанрами и стилями произведений; - обучить восприятию и анализу музыки; - освоить музыкальные термины (унисон, ритм, темп, тембр и т.д.); - обучить технике дыхания, правильной артикуляции, звуковедению, свободной слуховой ориентации в разных звуковых регистрах; - обучить правилам культуры поведения; - обучить правилам гигиены голоса; - обучить основам хореографии; - обучить технике безопасности. Развивающие: - развивать музыкальные способности (звуковысотный слух, чувство ритма, темпа и т.д.); - развивать память, внимание, мышление, воображение, фантазию, творческую инициативу; - формировать навыки контакта с музыкальным руководителем (точное реагирование на жесты и др.); - формировать навыки правильной артикуляции; - развивать активизацию мимики и эмоционального отклика на музыку; - развивать умение осознанного отношения к дыханию; - развивать умение слушать других и находиться с ними в ансамбле; - развивать, умение певческой установки; - развивать координацию и выносливость; Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа детей и взрослых 9 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №18» - развивать физические данные; - формировать эстетический вкус. Воспитательные: - воспитывать коммуникативные качества у воспитанников; - воспитывать волевые качества: активность, целеустремлённость, упорство и настойчивость; - способствовать усвоению системы нравственно-этических норм; - обучать культуре общения. Задачи данной программы опираются на принципы дидактики: сознательности; наглядности; систематичности и последовательности; прочности; связи теории с практикой. Музыкальное содержание НОД базируется на шедеврах мирового музыкального искусства: фольклора, произведений композиторов-классиков, духовной музыки, сочинений современных композиторов, авторской песни. У воспитанников накапливается багаж музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства. Виды деятельности. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребёнка с музыкой. В дошкольном возрасте (у детей 5-7 лет закладываются основы музыкальной грамотности, понимаемой как приобретение всевозможных знаний о музыке. Важной составной частью музыкальной грамотности является знание нотной грамоты. Дети учатся понимать нотные знаки, петь по нотам простые попевки и песни. Звуковысотность осваивается посредством вокального интонирования как основы музыкальной речи. У дошкольников развивается чувство ритма, пульсации. Дети осваивают простые размеры, дирижирование в них, «примеряют» на себя роль дирижера. В работе со старшими дошкольниками используется импровизация – вокальная, ритмическая, двигательная. Она способствует развитию музыкально-творческих способностей воспитанников, так как в процессе импровизации они стараются передать заданное настроение музыки, осваивают элементы музыкальной выразительности. Важное место отводится практическим занятиям по исполнению вокальной музыки. Помимо этого дошкольники проявляют творческое начало в рисунках на темы вокальных произведений. № п/п Название раздела, темы Учебно-тематический план Количество часов Всего Теория Практика 1. Вводное занятие 1 2. Постановка голоса 8 2.2. Звукообразование. Беседа, видеофильм 1 2 1 1 2 1 1 2.4. Дикция и артикуляция 2 1 1 2.5. Чувство ритма 2 0.5 1.5 3 1 2 2.3. 3. 4. Певческая установка. Дыхание Средства музыкальноисполнительской выразительности Работа над репертуаром Формы контроля Прослушивание, входная диагностика, наблюдение, дид.игы Беседа, практическая работа. дид.игры, анализ результатов деятельности Практическая работа, наблюдение, дид. игры Занятие-постановка, Дидактические игры Наблюдение, беседа 14 4.1. Техническая работа 3 1 2 4.2. Сценография и театрализация песенного образа, 4 1 3 Практическая работа, наблюдение, дид. игры Занятие-постановка, наблюдение Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа детей и взрослых 10 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №18» импровизация 4.3. Работа с микрофоном 1 0.5 0.5 Наблюдение, 4.4. Пение по фонограмму 3 0,5 2.5 Беседа, практическое занятие, наблюдение 4.5. Ансамбль. Знакомство с элементами двухголосья. Унисон. 3 0.5 2.5 Беседа, занятие-постановка, оценка деятельности 5. Концертная деятельность 6. Диагностические занятия 6.1. Вводное 1 2 - 0.5/0.5 Концерт, твлоческий отчет - 1/1 - 1 Опрос, входной контроль, анализ результатов Опрос, итоговая диагоностика, анализ результатов Творческий отчет, участие в конкурсах, открытые занятия 6.2. Контрольное 7. Итоговые занятия творческие отчеты ИТОГО 1 30 9 21 Непрерывная образовательная деятельность организуется с детьми 5-7 лет. Форма организации – кружок. В ходе работы происходит постепенное усложнение вокальнотворческой деятельности детей. Занятия кружке проходят 1раз в неделю длительностью не более 30 минут. Формой реализации образовательного процесса является традиционная модель, которая представляет собой спиралевидную последовательность освоения содержания в течение одного года обучения. 2.1.3. Социально-гуманитарный модуль образовательной деятельности Цель– коррекция и формирование общей культуры речи, полноценной фонетической системы языка, развитие слухового внимания, восприятия, рече-слуховой памяти, автоматизация произносительных умений и навыков в ритмических играх и упражнениях. Овладение детьми правильным звукопроизношением в самостоятельной речи. Задачи Коррекционно-образовательные: - формировать представление о звуке, слоге, слове и предложении; - способствовать коррекции и развитию артикуляционного аппарата; - формировать представление гласных и согласных звуках и буквах. Коррекционно-развивающие: - развивать фонематическое восприятие, зрительную и слуховую память, умение составлять связное развёрнутое высказывание; - совершенствовать умение различать звуки в словах по артикуляционно-акустическим признакам: - гласные – согласные; - по глухости – звонкости, твёрдости – мягкости; - обогащать словарный запас детей; - укрепить мелкую моторику; - способствовать закреплению поставленных звуков в связной речи. Коррекционно-воспитывающие: - воспитывать у ребенка стремление к достижению поставленной цели; - способствовать овладению универсальными учебными навыками: - формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности, ответственности, взаимопонимания; - развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки. Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа детей и взрослых 11 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №18» Учебный план № п/п Название раздела, тема 1. 1.1. Диагностика речевых навыков. Обследование фонетико-фонетических навыков (звукопроизношение) Обследование связной речи 1.2. 2 2.1. Количество часов Теория Практи ка 1 1 Свистящие звуки Установление контакта с ребенком, 0,5 знакомство с кабинетом. Развитие артикуляторной и мелкой моторики, знакомство с органами артикуляции. Автоматизация звука С в прямых слогах, в 0,5 словах с прямыми слогами в начале, середине и конце слова. Уточнение артикуляции звука З 0,5 0,5 Формы контроля Заполнение речевых карт Заполнение речевых карт Беседа, игровые упражнения Логопедическая сказка, наблюдение 2.3. 1,5 Артикуляционн ые упражнения Автоматизация звука З в прямых слогах, в 1,5 2 Игровые словах с прямыми слогами в начале, середине упражнения, и конце слова. беседа Общее количество фронтальных занятий 9 часов (за период сентябрь, октябрь, ноябрь) 3 Шипяшие звуки 3.1. Уточнение артикуляции звука Ш, развитие 0,5 0,5 Дыхательная правильного речевого выдоха. гимнастика 2.2. 1 Автоматизация звука Ш в прямых слогах, в словах с прямыми слогами в начале, середине и конце слова. Уточнение артикуляции звука Ж, развитие правильного речевого выдоха. Автоматизация звука Ж в словах и словосочетаниях. Автоматизация звука Ш в связном тексте. Автоматизация звука Ж в предложениях. 0,5 1 0,5 0,5 0,5 1 1 1 3.6 Автоматизация звука Ж в чистоговорках, стихах. 0,5 1 3.7 Автоматизация звука Ж в связном тексте. 1 1 3.8 Автоматизация звуков Ш-Ж в связном тексте. 0,5 0,5 3.9 Дифференциация звуков Ш-С 0,5 1 3.10 Дифференциация звуков Ж-З 1 1 3.2. 3.3 3.4 3.5 Игровые упражнения, беседа Дыхательная гимнастика Су-джок терапия, беседа Игровые упражнения, беседа Су-джок терапия, наблюдение Игровые упражнения, беседа Игровые упражнения, пальчиковая гимнастика Дыхательная гимнастика, наблюдение Логопедические Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа детей и взрослых 12 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №18» сказки, игровые упражнения Общее количество фронтальных занятий 15 часов (за период декабрь, январь, февраль) 4 Сонорные звуки 4.1 Автоматизация звука Л в прямых слогах, в 0,5 1 игровые словах с прямыми слогами упражнения, беседа 4.2 Автоматизация звука ЛЬ в слогах, словах со 0,5 0,5 игровые стечением согласных упражнения, беседа 4.3 Автоматизация звука Л и ЛЬ в чистоговорках, 0,5 0,5 Логопедические фразах, скороговорках, стихах. сказки, игровые упражнения 4.4 Автоматизация звука звука Р в прямых 0,5 1 Артикуляционна слогах, в словах с прямыми слогами я гимнастика, игровые упражнения 4.5 Автоматизация звука Р в словосочетаниях, 0,5 1 Игровые чистоговорках. упражнения, беседа 4.6 Дифференциация звуков Л-Р 0,5 0,5 игровые упражнения, беседа 4.9 Автоматизация поставленных звуков в 0,5 1 Игровые спонтанной речи. упражнения Итоговая диагностика 1 Обследование Общее количество фронтальных занятий 10 часов (за период март, апрель, май) 12 22 Всего: 34 часа Данная программа предполагает проведение комплексных занятий по произношению и развитию речи. Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, фонетическим недоразвитием, общим недоразвитием речи, такие занятия являются более рациональными, так как направлены на развитие артикуляционной моторики, правильного дыхания у детей речемыслительной деятельности. На этих занятиях развивается умение слушать, воспринимать речь окружающих, отвечать на вопросы, спрашивать, пересказывать. Обучение детей в соответствии с предлагаемой системой занятий обеспечивает с одной стороны коррекцию речевого дефекта, психических процессов и моторной деятельности, с другой – подготовку к овладению грамотой. 2.1.4. Технический модуль образовательной деятельности Цель программы – развитие технического творчества и формирование научно – технической профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста средствами лего-конструирования. Задачи : Обучающие: познакомить с наборами «Первые механизмы», «Простые механизмы», «Построй свою историю»; дать первоначальные знания по легоконструированию и робототехнике; учить основным приёмам сборки деталей конструктора; познакомить с правилами безопасной работы и инструментами необходимыми при конструировании робототехнических средств. Развивающие: развивать конструкторские навыки; развивать психофизические качества детей: память, внимание, логическое и аналитическое мышление; Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа детей и взрослых 13 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №18» развивать мелкую моторику; развивать творческую инициативу и самостоятельность. развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений. Воспитательные: воспитывать у детей интерес к техническим видам творчества; развивать коммуникативную компетенцию: участия в беседе, обсуждении; формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре); развивать социально-трудовую компетенцию: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца; формировать и развивать информационную компетенцию: навыки работы с различными источниками информации. Важнейшей отличительной особенностью является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие ребенка в режиме игры. Обучаясь, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. В начале совместной деятельности с детьми включаются серии свободных игр с использованием LEGO-конструкторов, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними. Затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика, физкультминутка подбирается с учетом темы совместной деятельности. Учебно-тематический план № п/ п 1 2 3 Название темы Всего занятий Теория Практика Техника безопасности. Знакомство с конструктором (с деталями и способами их соединения), правила работы с конструктором. Конструктор «Первые механизмы» 2 1 1 20 6 14 Конструктор «Простые механизмы» 18 4 14 Формы аттестации/ контроля Беседа, самостоятельная работа Беседа, самостоятельная работа, групповая оценка работ, просмотр, выставка работ Беседа, самостоятельная работа, групповая оценка работ, просмотр, выставка работ наблюдение, решение проблемы. Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа детей и взрослых 14 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №18» 4 Конструктор «Построй свою историю» 14 2 12 Беседа, самостоятельная работа, групповая оценка работ, просмотр, выставка работ наблюдение, решение проблемы. Итого 54 13 41 На занятиях детям предлагается просмотр презентации, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания интеллектуального плана. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперед в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи. Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Работа с детьми начинается с самых простых построек, дети учатся правильно соединять детали, рассматривать образец, «читать схему», предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки. 2.2. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам – дополнительным общеразвивающим программам для детей с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов Социально-позитивная деятельность детей с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов в системе дополнительного образования детей, в первую очередь, ориентирована на создание ситуации успеха для воспитанника, имеющего ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Проект инклюзивного образования, активно развивающийся в наши дни, характеризуется стремительным «вхождением» ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, в мир более здоровых сверстников. И часто к такому взаимодействию обе стороны оказываются в равной степени не готовы. И причина не в отсутствии специальных условий или организации средового пространства образовательного учреждения. Детям с ОВЗ, посещающим ДОУ предлагаются дополнительные образовательные услуги. Прием детей в кружки, студии, секции осуществляется на основе личного заявления родителей, в присутствии родителей (если это предусмотрено медицинским заключением). Причиной отказа в приеме может служить отсутствие вакантных мест и противопоказания медицинских работников. Занятия осуществляется по расписанию, утвержденному заведующей ДОУ. Начало учебного года - 1 сентября. Окончание учебного года - 31 мая. В МДОУ «Детский сад №18» Реализация образовательных дополнительных общеразвивающих программ предполагает использование следующих приемов коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии: - игровая деятельность (способствующая развитию умения общаться друг с другом); - физическое воспитание (развития общей и мелкой моторики, коррегировать физическое развитие и двигательный аппарат); - изобразительная деятельность (лепка, аппликация); - психогимнастика и релаксация (позволяющих снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук). - формирование элементарных математических представлений (дочисловой Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа детей и взрослых 15 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №18» период) Дети с ОВЗ, дети-инвалиды, инвалиды могут иметь качественно неоднородные уровни речевого, познавательного и социального развития личности. Поэтому целевые ориентиры дополнительной общеобразовательной - дополнительной общеразвивающей программы детей и взрослых, реализуемой с участием детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), учитывают не только возраст ребенка, но и уровень развития его личности, степень выраженности различных нарушений, а также индивидуально-типологические особенности развития ребенка. 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЕСКИЕ УСЛОВИЯ 3.1. Календарный учебный график КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Дополнительная Дополнительная Дополнительная Дополнительная Содержание общеразвивающая общеразвивающая общеразвивающая общеразвивающая программа «Фитнес программа программа программа «Legoдля детей» для «Серебристый «Речевичок» для умная игра» для детей старшего голосок» для детей детей старшего детей старшего дошкольного старшего дошкольного дошкольного возраста дошкольного возраста возраста возраста Количество 1 1 1 1 возрастных групп (подгрупп) Начало учебного 26.09.2022 14.09.2022 13.09.2022 20.09.2022 года Окончание 29.05.2023 26.04.2023 31.05.2023 20.04.2023 учебного года Новогодние 31.12.2022 - 08.01. 2023 праздничные дни Продолжитель33 недели 30 недель 34 недели 27 недель ность учебного года 3.2. Учебный план. Расписание непрерывной образовательной деятельности (занятий) УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Направленность Название кружка, секции, студии Физкультурноспортивная направленность Художественная направленность Социальногуманитарная направленность «Фитнес для детей» «Серебристый голосок» «Речевичок» Возрастные категории детей, группы / допустимый объем недельной образовательной нагрузки на одного ребенка 6-й г.ж. 7-й г.ж. 1/25 1/30 1/25 1/30 1/25 1/30 Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа детей и взрослых 16 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №18» Техническая направленность «Lego-умная игра» 1/25 1/30 Пояснительная записка к учебному плану дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы детей и взрослых МДОУ «Детский сад №18» в своей деятельности руководствуется основными нормативными документами, дающими возможность перестроить содержание образовательной работы с детьми, такими как: - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; - «Об утверждении Порядка и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва. Образовательная деятельность по дополнительной общеобразовательной программе – дополнительной общеразвивающей программе детей и взрослых осуществляется в соответствии с направленностями, представленными модулями образовательной деятельности. Каждый модуль образовательной деятельности представлен дополнительными общеразвивающими программами с описанием форм, способов, методов и средств реализации, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Дополнительные программы не могут реализовываться взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных программ дошкольного образования. Дополнительные общеразвивающие программы предлагают насыщенное образовательное содержание, соответствующее интересам современного ребенка, которое становится основой для развития его любознательности, познавательных, регуляторных и творческих, коммуникативных способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов. Данные программы реализуются через организацию объединений (студии, кружки, секции, клубы и др.). Физкультурно – спортивный модуль образовательной деятельности представлен спортивной секцией для детей дошкольного возраста «Фитнес для детей». Художественно - эстетический модуль образовательной деятельности представлен кружком «Серебристый голосок» - развитие вокальных способностей и певческих навыков у детей 5-7 лет. Социально-гуманитарный модуль образовательной деятельности представлен кружком «Речевичок». Образовательная деятельность технического модуля реализуется в рамках кружка по конструированию «Lego-умная игра». Расписание занятий каждого объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха воспитанников по представлению педагогических работников с учетом пожеланий воспитанников, родителей (законных представителей) и возрастных особенностей обучающихся. Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их. Количество воспитанников в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность непрерывной образовательной деятельности (занятий) в объединении Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа детей и взрослых 17 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №18» зависят от направленности дополнительных общеразвивающих программ и определяются локальным нормативным актом ДОУ. Продолжительность НОД в старшей не более 25 минут, в подготовительной – не более 30 минут. В занятия статического характера в середине включаются финминутки , динамические паузы. Перерывы между непрерывной образовательной деятельностью составляют 10 минут. Руководители и педагоги работают над проблемой раннего выявления и развития одаренности. Для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов в ДОУ организуется образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий воспитанников. При создании специальных условий, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеразвивающих программ указанными категориями воспитанников учитывается заключение психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида и инвалида. Дополнительные образовательные услуги предоставляются на бесплатной и платной основе. Перечень платных дополнительных образовательных услуг представлен в прейскуранте на сайте ДОУ. Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции) проводятся в соответствии с нормативными документами. В целом образовательный план позволяет обеспечить повышенный уровень образованности выпускников, развивать их индивидуальные способности и возможности, что приводит к успешной адаптации детей на следующей ступени образования, умению реализовывать себя в окружающей действительности. РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ (НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Направленность Программа Возраст Расписание занятий Физкультурноспортивная «Фитнес для детей» 5-7 лет Понедельник 17.30-18.00 Художественная «Серебристый голосок» 5-7 лет Среда 17.00 -17.30 Социально-гуманитарная «Речевичок» 5-7 лет Техническая «Lego-умная игра» 5-7 лет Понедельник, среда 1,3 неделя месяца 17.00-17.30 Вторник,пятница 17.30-18.00 Вторник, четверг 1,3 неделя месяца 17.00-17.30 Понедельник , пятница 2,4 неделя 17.30-18.00 Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа детей и взрослых 18 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №18» 3.3. Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы детей и взрослых 3.3.1. Кадровые условия реализации дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы детей и взрослых Кадровое обеспечение образовательной деятельности по заявленным к лицензии программам № Наименование п/п образовательной программы 1 2 3 4 профессии, специальности, уровень образования (с указанием наименований предметов, курсов дисциплин (модулей) в соответствии с учебным планом по каждой заявленной образовательной программе) Дополнительная Занятие проводит инструктор по физическому воспитанию. Он общеразвивающая должен систематически проходить повышение квалификации в программа «Фитнес для соответствии с действующим законодательством в области детей» для детей старшего образования. дошкольного возраста Дополнительная Данную программу реализует педагог высшей общеразвивающая квалификационной категории, имеющий высшее педагогическое программа «Серебристый образование, по должности музыкальный руководитель. голосок» для детей старшего Он должен систематически проходить повышение квалификации дошкольного возраста в соответствии с действующим законодательством в области образования. Дополнительная Программу реализует учитель-логопед, имеющий высшее общеразвивающая педагогическое образование соответствующее направленности программа «Речевичок» для программы. детей старшего Он должен систематически проходить повышение квалификации дошкольного возраста в соответствии с действующим законодательством в области образования. Дополнительная Программу реализует педагог дополнительного образования, общеразвивающая имеющий среднее специальное педагогическое образование программа «Lego-умная соответствующее направленности программы, высшую игра» для детей старшего квалификационную категорию. дошкольного возраста Он должен систематически проходить повышение квалификации в соответствии с действующим законодательством в области образования. 3.3.2.Материально-техническое обеспечение реализации дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы детей и взрослых № п/п Дополнительная общеразвивающая программа Дополнительная общеразвивающая программа «Фитнес для детей» для детей старшего дошкольного возраста Оборудование и инвентарь Оборудование и спортивный инвентарь: • дополнительный инвентарь для общей физической подготовки: платки, коврики, гантели, мячи, гимнастические палки, мешочки для метания, массажные мячи, обручи, канат; • фитболы; • стэп-платформы (кирпичики 50 Х 30Х 7 см); • гимнастические коврики (по числу занимающихся); • массажные дорожки; Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа детей и взрослых 19 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №18» • аудио - и видеоаппаратура; • аудио - и видеозаписи; • проектор. Оборудование для контроля и оценки действий: • комплект для занятий гимнастикой (маты); • комплект для тестирования: секундомер, гимнастические маты, измерительная лента, гимнастические скамейки. Вспомогательное оборудование: • оборудование для мест хранения фитболов и спортивного инвентаря; • учебно-методический материал для физкультурного зала; • научно-методическая литература; • документы планирования учебного процесса (программа, календарно-тематическое планирование). Дополнительная общеразвивающая программа «Серебристый голосок» для детей старшего дошкольного возраста Дополнительная общеразвивающая программа «Речевичок» для детей старшего дошкольного возраста Материально техническое обеспечение музыкальный зал; цифровое пианино CASIO; Мультимедиа проектор, экран; Музыкальный центр; Ноутбук; Акустическая система (колонки, усилитель, коммуникациями, микрофоны); Сборники нот (картотека); Фонотека (картотека); Наглядно-иллюстративный материал; Музыкально-дидактические игры и пособия; Музыкальные инструменты для детей; Музыкальные игрушки. пульт с Пособия для проведения логопедического обследования: Обследование звукопроизношения; Обследование понимания речи; Обследование связной речи; Обследование грамматического строя речи; Обследование состояния словарного запаса; Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений; Обследование слоговой структуры слова; Счетный материал для обследования; Разрезные картинки для обследования на 2-3 частей; Картинки и тексты. Для формирования правильного звукопроизношения: Артикуляционные упражнения (карточки); Профили звуков; Материал для автоматизации звуков в словах, предложениях, текстах; Пособия для работы над речевым дыханием; Предметные картинки на все изучаемые звуки; Альбомы на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков; Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа детей и взрослых 20 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Дополнительная общеразвивающая программа «Lego-умная игра» для детей старшего дошкольного возраста « Детский сад №18» Тексты и картотеки на автоматизацию поставленных звуков. Для формирования фонематического восприятия, звукового анализа: Предметные картинки на дифференциацию звуков; Тексты на дифференциацию звуков Для обогащения словарного запаса и формирования грамматического строя речи: Предметные картинки - Ягоды; - Головные уборы; - Мебель; - Птицы; - Растения; - Обувь; - Продукты; - Грибы; - Одежда; - Посуда; - Игрушки; - Насекомые; - Профессии; - Деревья; - Животные и их детеныши; - Инструменты; - Времена года; - Овощи; - Фрукты; Для развития связной речи: - Серии сюжетных картинок; - Предметные картинки для составления сравнительных и описательных рассказов. Систематизированы дидактические пособия в соответствии с развивающей программой «LEGO – умная игра»: - пиктограммы, схемы; - картотека пальчиковой гимнастики; - Картотека «Занимательные игры и упражнения по конструированию»; - комплект видеоматериалов: 1. Схемы сборки (пошаговый алгоритм). 2. Учебно – методические материалы. 3. Видеопрезентации к занятию. Фонотека - фонотека 1. Детские музыкальные произведения - фонотека 2. Классические музыкальные произведения - фонотека 3. Музыка для релаксации - фонотека 4. Сказки Наглядно-демонстрационное обеспечение -настольные игры, - схемы, модели, конструкторы, - строительный материал. Результат. Созданы условия для развития конструктивной деятельности, способствующие познавательному развитию дошкольников. Медиотека - фотоматериалы (тематические комплекты); - видеоматериалы (учебные); - презентации (тематические). Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа детей и взрослых 21 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №18» 3.3.3.Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы детей и взрослых Наименование программы Парциальные программы, методические материалы и средства обучения и воспитания Физкультурно-спортивный модуль «Фитнес для детей» 1. Сайкина Е.Г., Кузьмина С.В. Фитбол-аэробика для дошкольников «Танцы на мячах». Парциальная программа. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2016. – 160с. 2. Власенко Н.Э. Фитбол-гимнастика в физическом воспитании детей дошкольного возраста (теория, методика, практика) СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2018. – 112с. 3. Сулим Е.В. Детский фитнес. Физическое развитие детей 5-7 лет. – М., Творческий центр СФЕРА, 2017- 224с. (Будь здоров дошкольник!). 4. Сулим Е.В. Занятия физкультурой. Игровой стретчинг для дошкольников. - М., Творческий центр СФЕРА, 2017. 5. Рыбкина О., Морозова Л. Фитнес в детском саду. Программа и конспекты занятий с детьми 5-7 лет. - Издательство Аркти, 2016. 6. Нечитайлова А. А., Полунина Н.С., Архипова М.А. Фитнес для дошкольников, Санкт-Петербург, Детство –Пресс, 2017. 7. Варшавская Р.А., Кудряшова Л.Н. Игры под музыку. – М., 1964. 8. Щетинин, М.Н. Стрельникова А.Н. дыхательная гимнастика для детей/М. Н. Щетинин. - М.: Айрис-пресс. – 2007 9. Фирилёва Ж.Е., Рябчиков А.И. Загрядская О.В. Танцы и игры под музыку для детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. – СанктПетербург, Издательство «Планета Музыки», «Лань», 2018 10. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль 2004г. 11. Казакевич Н.В., Кузьмина С.В. Фитбол-гимнастика, как средство развития координационных способностей у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи. СПб.РГПУ им А.И.Герцена, 2011. 12. Кузьмина С.В. Возможности применения фитболов в различных оздоровительных занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб.РГПУ им. А.И.Герцена, 2010.- 84с. 13. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: Практ. Пособие. М., 2017. 14. Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду: Кн. Для воспитателя детского сада. М., 1992. 15. Борисова М.М. Фитнес-технологии в системе здоровьесберегающего образования детей дошкольного возраста // Инструктор по физкультуре. 2017. 16. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-4 лет, 5-7 лет. Конспекты занятий и развлечений. Игры и тренинги: Пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре. М., 2018. 17. Анисимова Т.Г. Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2009. 18. Т.А.Тарасова, “ Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ” – М.: ТЦ Сфера, 2005-175с. Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа детей и взрослых 22 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №18» «Серебристый голосок» «Речевичок» Художественно-эстетический модуль 1. «Вокально-хоровая работа в детском саду» М.Ю. Картушина. Москва. Издательство «Скрипторий», 2010 г.; 2. «Вокально-хоровые упражнения в детском хоре» Н. Добровольская. Музыка 1987 г.; 3. «Гамма» В.А. Шейн. Сценарии музыкально-развивающих игр по обучению детей 3-6 лет музыкальной грамоте (Выпуск №1, №2, №3) Москва. Издательство «ГНОМ и Д» 2002 г.; 4. «Игровая методика обучения детей пению» О.В. Кацер. «Музыкальная палитра» Санкт-Петербург. 2008 г.; 5. «Как рыжик научился петь» Л.М. Абелян - М.: Советский композитор, 1989 г.; 6. «Музыка – детям» Н.А. Метлов. Москва. Просвещение, 1985 г.; 7. «Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугина, М. Музыка, 1997 г.; 8. «Музыкально-дидактические игры дошкольников» Н.Г. Кононова. Москва. Издательство «Просвещение» 1982 г.; 9. «Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах» Н.Г. Кононова. Москва. Издательство «Просвещение», 1980 г.; 10. «Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон»» Э.П. Костина. «ЛИНКА-ПРЕСС», Москва. 2008 г.; 11. «Развитие голоса. Координация и тренинг» В. Емельянов. СанктПетербург. 2000 г.; 12. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению» Г.П. Стулова – Москва, 1992 г.; 13. «Развитие музыкальных способностей детей» М.А. Михайлова – Москва, 1992 г.; 14. «Ступеньки музыкальной грамотности» Г.А. Струве. Санкт-Петербург. Лань, 1999 г. 15. «Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста» Г.А. Праслова. Санкт-Петербург. Детство-Пресс 2005 г.; 16. «Учим петь детей 5–6 лет» С.И. Мерзлякова, 2014; 17. «Учим петь детей 6–7 лет» С.И. Мерзлякова, 2014. Социально-гуманитарный модуль 1. Белов, Н.В. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство /Н.В. Белов. – Минск: Харвест, 2011. – 320 с. 2. Бочкарева, О.И. Логопедия. Старшая группа. Разработки занятий / О.И. Бочкарева. – Волгоград: ИДТ «Корифей». – 128 с. 3. Волкова, Л.С. и др. Логопедия.: 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. 703 с. 4. Воробьева, Т.А., Крупенчук, О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика / Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»). 5. Жукова, Н.С. Уроки логопеда: Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова. – М.: Эксмо, 2012. – 120 с. 6. Журавлева, А.Е. Домашняя логопедия / А.Е. Журавлева, В.В. Федиенко. – М.: Эксмо, 2012. – 112 с. 7. Коноваленко, В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. – 3-е изд. испр. И доп. – М.: Издательство ГНОМ, 2011. – 216 с. Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа детей и взрослых 23 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №18» «Lego-умная игра» 8. Косинова, Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи / Е.М. Косинова. – М: Эксмо: ОЛИСС, 2011. – 192 с. 9. Крупенчук, О.И., Воробьева, Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств / О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева. – СПб.: Изд. дом «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»). 10. Крупенчук. О.И. пальчиковые игры. / О.И. Крупенчук. – СПб.: Изд. дом «Литера», 2012. – 32 с.: ил. – (серия «Уроки логопеда»). 11. Матросова, Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Т.А. Матросова. – М.: СФЕРА, 2005. – 112 с. 12. Волкова Л.С. Логопедия. —— М.; «Владос», 2004. 13. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. — М.: Владос, 2016. Технический модуль Литература 1. Наука. Энциклопедия. – М., «РОСМЭН», 2001. – 125 с. 2. Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика», 1988. – 463 с. 3. «Робототехника для детей и родителей» С.А. Филиппов, Санкт-Петербург «Наука» 2010. - 195 с. 4. Программа курса «Образовательная робототехника» . Томск: Дельтаплан, 2012.- 16с. 5. Книга для учителя компании LEGO System A/S, Aastvej 1, DK-7190 Billund, Дания; авторизованный перевод - Институт новых технологий г. Москва. 6.Сборник материалов международной конференции «Педагогический процесс,как непрерывное развитие творческого потенциала личности» Москва.: МГИУ, 1998г. 7.Журнал «Самоделки». г. Москва. Издательская компания «Эгмонт Россия Лтд.» LEGO. г. Москва. Издательство ООО «Лего» 8. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл. 9. Комарова Л.Г. «Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO)» М. ЛИНКА – ПРЕСС, 2001г. 10. Лусс Т.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO» М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001г. 11. Ишмакова М.С. «Конструирование в дошкольном образовательном учреждении в условиях введения ФГОС.» Всероссийский учебнометодический центр образовательной робототехники. М. Издательскополиграфический центр «Москва» 2013г. 12. Ромашова Е.А. «Развитие способностей дошкольников в конструктивноигровой деятельности развивающей системы «ЛЕГО». Схемы, образцы к программе» Миасс 2012г., 2015г 13.Фешина Е.В. «Лего – конструирование в детском саду». Пособие для педагогов. М. Издательство «Сфера» 2011г. Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа детей и взрослых 24 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №18» 3.3.4.Финансовые условия реализации дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы детей и взрослых Структура и объем финансирования реализации дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы детей и взрослых осуществляется на основе принципа нормативного подушевого финансирования в соответствии с государственным (муниципальным) заданием. Фонд МДОУ «Детский сад №18» складывается из средств областного и муниципального бюджетов. Ежегодный объем финансирования мероприятий программы уточняется при формировании бюджета. Для повышения качества реализации дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы детей и взрослых МДОУ «Детский сад №18» предоставляет платные дополнительные образовательные и (или) иные услуги, привлекает в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые средства за счет добровольных пожертвований, предусмотренных Уставом ДОУ. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках Основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования, финансируемой из бюджета городского округа Богданович, а также за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон и на реализацию основных образовательных программ. К дополнительным платным образовательным и (или) услугам, предоставляемым МДОУ «Детский сад №18», не относятся: - деление групп на подгруппы при реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного образования; - реализация авторских программ и программ повышенного уровня и направленности в соответствии со статусом МДОУ «Детский сад №18»; - индивидуальные и групповые занятия, предусмотренные образовательным планом; - психологическое сопровождение образовательного процесса; - проведение индивидуальных консультаций по вопросам психологической помощи; - снижение установленной наполняемости групп; дополнительные занятия с детьми, не освоившими основную общеобразовательную – образовательную программу дошкольного образования. МДОУ «Детский сад №18» вправе привлекать специалистов для оказания дополнительных услуг на договорной основе (в том числе по договорам гражданскоправового характера) и осуществлять оплату труда на договорной основе. МДОУ «Детский сад №18» по своему усмотрению расходует средства, полученные от оказания платных услуг: на совершенствование образовательного процесса (в том числе на организацию досуга детей); развитие материальной базы и ремонтные работы; другие цели. Порядок предоставления платных дополнительных образовательных и (или) услуг регламентируется локальным актом ДОУ. Таким образом, финансовые условия обеспечивают дошкольному образовательному учреждению возможность исполнения требований законодательства в части реализации дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы детей и взрослых. Они отражают структуру и объем расходов, необходимых для реализации дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы детей и взрослых, достижения планируемых результатов, а также механизм их формирования. Финансирование дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы детей и взрослых осуществляется в объеме установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения. Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа детей и взрослых 25 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №18» Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа детей и взрослых