Содержание программы: № Наименование п.п 1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы 1.3. Содержание общеразвивающей программы 1.4. Планируемые результаты 2. Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации 2.1. Условия реализации программы 2.2. Формы контроля и оценочные материалы 3. Список литературы стр. 3 3 7 8 12 13 13 14 16 2 1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка Направленность: художественная. Актуальность. Потребность времени в дополнительном образовании детей заложена в современных нормативных документах. В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1726-р от 04.09. 2014 г., программа ориентированана создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и удовлетворение художественно-эстетическом развитии детей, что доказывает ее своевременность. Программа опирается на нижеперечисленные нормативные документы. Федеральный уровень: Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р) (далее - Концепция развития дополнительного образования детей); Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утверждѐн стратегическому президиумом развитию и Совета при приоритетным Президенте проектам РФ по (протокол от 30.11.2016 №11) (далее – Федеральный приоритетный проект); Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ №273) редакция от 02.07.2021 (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. осуществления № «Об образовательной общеразвивающим осуществления 196 программам» образовательной утверждении Порядка деятельности (далее – по Порядок деятельности по организации и дополнительным организации и дополнительным общеразвивающим программам); 3 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. №2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (далее – СанПиН); Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций». Примерная программа воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 г. Москва «О направлении методических рекомендаций» по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ. Региональный уровень: Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской области»; Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г. №503 ПП «О системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Свердловской области»; Приказ Министерства образования и молодѐжной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; Приказ Свердловской методических Министерства области от образования 26.06.2019 рекомендаций г. и молодѐжной №70-Д «Правила «Об политики утверждении персонифицирования дополнительного образования детей в Свердловской области». 4 Уровень дошкольной образовательной организации: Устав МДОУ «Детский сад №18» Отличительные особенности. Основной идеей программы является включение и развитие дошкольника в детскую трудовую деятельность. Освоение отдельных технических приѐмов доступных детям старшего дошкольного возраста, что вносит определенную новизну в трудовую деятельность детей, делает труд более интересным и увлекательным. Адресат. Дети от 6 до 7 лет Число детей в группе от 5 до 10 человек. Режим занятий. Периодичность – один раз в неделю, продолжительность 30 минут в зависимости от возраста детей. Объѐм. Общее количество учебных часов – 28 часов, продолжительность 7 месяцев. Срок освоения. 28 недель, 7 месяцев. Перечень форм обучения: подгрупповая. Перечень видов занятий: тематические и диагностические занятия. Перечень форм подведения итогов результатов общеразвивающей программы: индивидуально-подгрупповая, беседа. 5 2.2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель: развитие трудовых, творческих способностей детей путем привлечения к ручному труду. Задачи Обучающие: продолжить знакомить детей с историей возникновения и развития рукоделия, профессией швея; приобретать технические знания, умения и навыки по рукоделию (подготовка материала к работе, стежки и строчки, вставлять нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать пуговицы, упражнять в рабочих швах, аппликация из ткани); обучать основным приемам шитья вручную. познакомить детей с разными способами и приемами работы с тканью, нитками и пуговицами при изготовлении плоскостных, полуобъѐмных и объѐмных поделок с использованием основных приѐмов шитья и вышивания; Развивающие: способствовать развитию познавательной и творческой активности, образного мышления, воображения; способствовать развитию художественно-эстетического вкуса, творческих способностей, фантазии; формировать умение выполнять последовательную цепочку действий; развивать общую моторную координацию и мелкую моторику руки, координацию движений обеих рук; Воспитательные воспитывать чувство уважения и бережного отношения к труду; способствовать формированию качеств личности - трудолюбие, настойчивость, терпение, аккуратность, самостоятельность; 6 формировать стремление к совершенствованию умений и навыков в области ручного труда; воспитывать у детей художественный вкус, пространственное и комбинаторное мышление (посредством развития способностей сочетать цвета, работать с формой, составлять композиции, комбинировать детали); 2.3. Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план № п/п Название раздела, темы Количество часов Форма контроля Всего Теория Практика Шитьѐ 9 1 8 1.1 Знакомство с профессией швеи 1 1 Просмотр презентации, игра «Профессии» 1.2 Знакомство со швейными принадлежностями. Т/Б при работе с ножницами, иголками, булавками. 1 1 Практические задания 1.3 Техника выполнения шва: смѐточный – вперед иголка. 1 0,25 0,75 1.4 Пришивание пуговиц с двумя, четырьмя отверстиями на плотную ткань 1 0,25 0,75 1.5 Пришивание крючка, пуговиц на ножке 1 0,25 0,75 1.6 Техника выполнения шва, через край - 1 0,25 0,75 1 Индивидуальная работа 7 петельный 1.7 Техника выполнения шва, через край петельный 1 0,25 0,75 1.8 Итоговая работа «Портрет» 1 0,25 0,75 1.9 Оформление выставки в дс 1 0,25 0,75 2 Вышивание 9 1 8 2.1 Знакомство с пяльцами 1 0,25 0,75 2.2 Знакомство с тканью 1 0,25 0,75 2.3 Раскрой ткани. Перенос выкройки с бумаги на ткань 1 0,25 0,75 2.4 Вышивка «Игрушка» на пяльцах 1 0,25 0,75 2.5 Вышивка «Игрушка» на пяльцах 1 0,25 0,75 2.6 Вышивка на картоне 1 0,25 0,75 2.7 Итоговая работа «Новогодний подарок» 1 0,25 0,75 2.8 Итоговая работа «Новогодний подарок» 1 0,25 0,75 2.9 Оформление выставки в дс 1 0,25 0,75 Декоративно прикладное искусство 7 1 6 3 Практическая, индивидуальная работа Практическая, индивидуальная работа Просмотр презентации, беседа 8 3.1 Знакомство с декоративно прикладным искусством 1 0,25 0,75 3.2 Изготовление масок для театра 1 0.25 0.75 3.3 Изготовление поделок к 23 февраля 1 0,25 0,75 3.4 Изготовление поделок к 23 февраля 1 0.25 0.75 3.5 Изготовление поделок к 8 марта 1 0,25 0,75 3.6 Изготовление поделок к 8 марта 1 0,25 0,75 3.7 Оформление выставки в дс 1 0.25 0.75 Диагностика 2 0,25 0,75 Диагностическое занятие 2 0.25 0.75 4 4.1 Практическая работа Игровые задания Беседа Игровые задания Беседа 9 Содержание учебного (тематического) плана. 1. Шитьѐ. 1.1. Шитьѐ. Знакомство с профессией «Швея». Теория: Беседа на тему «Профессии нашего города». История о профессии «Швея». Практика: Игра «Угадай профессию по описанию». 1.2.Знакомство со швейными принадлежностями. Техника безопасности при работе с ножницами, иголками, булавками. Теория: Беседа на тему « Что и для чего?». Практика: определение швейных предметов. Т/Б при работе с ножницами, иголками, булавками. 1.3.Техника выполнения шва: «смѐточный – вперед иголка». Теория: объяснение техники выполнения шва: «смѐточный – вперед иголка.» Практика: вдевание нитки в иголку, Завязывание узелка, выполнение сметочного шва. 1.4. Пришивание пуговиц с двумя, четырьмя отверстиями на плотную ткань. Теория: объяснение техники пришивания пуговиц с двумя и четырьмя отверстиями. Практика: пришивание пуговиц на ткань 1.5. Пришивание крючка, пуговиц на ножке. Теория: объяснение техники пришивания крючка, пуговиц на ножке. Практика: пришивания крючка, пуговиц на ножке на ткань. 1.6.Техника выполнения шва «через край – петельный». Теория: объяснение техники выполнения шва Практика: обшивание салфетки 1.7. Итоговая работа «Портрет» Теория: Беседа на тему «Что покажет наш портрет?» Закрепление пройденного материала. 10 Практика: выполнение портрета, использование всей фурнитуры 1.8 Оформление выставки в детском саду. Теория: беседа на тему «Почему нужно доводить начатое дело до конца» Практика: доводим начатое дело до конца 2.Вышивание. 2.1. Знакомство с пяльцами. Теория: Знакомство с пяльцами, из какого материала пяльца могут быть и для чего они нужны. Практика: учимся вставлять пяльце в пяльце, ткань в пяльца. 2.2.Знакомство с тканью Теория: история происхождения ткани, знакомство с лоскутками, названием ткани Практика: сравниваем ткань по толщине, прочности, цвету 2.3. Раскрой ткани. Теория: Перенос выкройки с бумаги на ткань Практика: вырезаем трафарет, переносим его с помощью мыла на ткань 2.4. Вышивка «Игрушка» на пяльцах Теория: учимся технике накладывания и закрепления готового изделия на ткани Практика: наметываем готовое изделие на ткань стежком «смѐточный – вперед иголка.» 2.5 Вышивка на картоне Теория: учимся подбирать картон по цвету, связывать с тематикой работы. Практика: выполнение стежков «смѐточный – вперед иголка.» на картоне 2.6. Итоговая работа «Новогодний подарок» Теория: беседа на тему любим ли мы подарки? Практика: выполнение новогоднего подарка 2.7 Оформление выставки в детском саду. Теория: беседа на тему «Почему нужно доводить начатое дело до конца» 11 Практика: доводим начатое дело до конца 3. Декоративно прикладное искусство 3.1. Знакомство с декоративно прикладным искусством. Теория: История декоративно прикладного искусства. Виды. Материалы для творчества. Практика: выбор материала. Изготовление масок для театра, подарков к праздникам мам и пап. Оформление выставок в детском саду. 3.2 Изготовление масок для театра Теория: вспоминаем героев сказки. Сравниваем себя с героем сказки. Определяемся с выбором, кто какого героя будет делать. Практика: сравниваем, из какой бумаги можно смастерить маску для театра. Работа с ножницами, подготовка выкроек. 3.3 Изготовление поделок к 23 февраля Теория: беседа о празднике, о папах, в каких войсках служил папа, какие подарки любит, что бы хотелось подарить Практика: просмотр презентации детских работ. определяемся с выбором, выбираем материал из которого будем делать подарок 3.4 Изготовление поделок к 8 марта. Теория: беседа о празднике, о мамах, где работает мама, какие подарки любит, что бы хотелось подарить Практика: просмотр презентации детских работ, определяемся с выбором, выбираем материал, из которого будем делать подарок. 3.5 Изготовление поделок к 8 марта. Теория: беседа о празднике, о мамах, где работает мама, какие подарки любит, что бы хотелось подарить Практика: просмотр презентации детских работ, определяемся с выбором, выбираем материал, из которого будем делать подарок. 3.6 Изготовление поделок к 8 марта. 12 Теория: беседа о празднике, о мамах, где работает мама, какие подарки любит, что бы хотелось подарить Практика: просмотр презентации детских работ, определяемся с выбором, выбираем материал, из которого будем делать подарок. 3.7 Оформление выставки. Теория: беседа о празднике, о мамах, где работает мама, какие подарки любит, что бы хотелось подарить Практика: просмотр презентации детских работ, определяемся с выбором, выбираем материал, из которого будем делать подарок. 13 2.4. Планируемые результаты. Планируемые общеобразовательной результаты Освоение общеразвивающей детьми программы программы дополнительного образования «Юный портной» художественной направленности для детей с 6-7 лет. Программа обеспечивает достижение воспитанников следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Метапредметные – умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца, проявляет аккуратность при работе с различным материалом. Личностные – проявлять уважительное отношение к педагогу, соблюдать правила поведения на занятиях. Предметные – у ребѐнка развит интерес к творческой деятельности, усвоены основные приѐмы работы рукоделия. 14 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год № Основные характеристики п/п образовательного процесса 1 Количество учебных недель 28 2 Количество учебных дней 28 3 Количество часов в неделю 1 час 4 Количество часов 28 5 Недель в I полугодии 16 6 Недель в II полугодии 12 7 Начало занятий 8 Окончание учебного года 1 сентября Апрель 2.2. Условия реализации программы. Материально техническое обеспечение: кабинет, столы – 3 шт., стулья – 10 шт., ноутбук, шкатулка швейными принадлежностями на каждого человека. Пяльца, ткань. Копировальная бумага, картон, мулине. Кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования, образование высшее педагогическое. Методические материалы: Миронова С. Р. Детское творчество. М., 2004г. Викулин А. Р. Мягкая игрушка руками дошкольников. С. -П. 2006г. Самойлова Н. Г. Коллективные работы на занятиях по изодеятельности. М. 1995г. Рувиц Р. Э. Веселые картинки для малышей. Практикум Новосибирск, 2000г. Федореева У. Л. Новые забавы в детском саду. Минск, 2001г. Радина О. Л. «Мастерская для малышей ». Ягорская В. В. Формирование личности ребенка в процессе изобразительной деятельности. 15 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Оценочные материалы, используемые для диагностики, представлены в таблице (Табл. 1). Таблица 1 Диагностика уровня развития детей 6-7 лет творческой деятельности. Критерии Творческая активность. Общая ручная умелость. Самостоятельность. Высокий уровень Повышенный интерес, творческая активность. Хорошо развита моторика рук, аккуратность. Выполняет задание самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, доводить начатое дело до конца. Средний уровень Низкий уровень Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога. Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания. Ручная умелость развита. Слабо развита моторика рук. Требуется незначительная помощь. Не может самостоятельно выполнять задания, без помощи педагога, необходима поддержка и стимуляция. 16 3. Список литературы Нормативные документы 1. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р) (далее Концепция развития дополнительного образования детей) [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/14644; 2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее–СанПиН)[Электронныйресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202102030022?rangeS ize=Все; 3. Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской области» [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov66.ru/22117; 4. Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г. №503 ПП «О системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Свердловской области» [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/6600201908090001?index= 7&rangeSize=1; 5. Приказ Министерства образования и молодѐжной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/553265120; 6. Приказ Свердловской Министерства области от образования 26.06.2019 г. и молодѐжной №70-Д «Об политики утверждении 17 методических рекомендаций «правила персонифицирования дополнительного образования детей в Свердловской области» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/561636194. 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. осуществления № «Об утверждении образовательной общеразвивающим осуществления 196 деятельности программам» (далее образовательной общеразвивающим Порядка – по по и дополнительным Порядок деятельности программам) организации организации и дополнительным [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201811300034#:~:text =Приказ%20Министерства%20просвещения%20Российской%20Федерации,п рограммам%22.%20(Зарегистрирован%2029.11.2018%20№%2052831); 8. Примерная программа воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20) [Текст]; 9. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утверждѐн стратегическому 30.11.2016 президиумом Совета при развитию и приоритетным (далее – Федеральный №11) Президенте проектам РФ по (протокол от приоритетный проект) URL: http://government.ru/projects/selection/646/25594; [Электронный ресурс]; 10. Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ №273) редакция от 02.07.2021 (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174; 11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 г. Москва «О направлении методических рекомендаций» по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ [Текст]; Литература, используемая при составлении программы. 12. Миронова С. Р. Детское творчество. М., 2004г. 18 13. Викулин А. Р. Мягкая игрушка руками дошкольников. С. -П. 2006г. 14. Самойлова Н. Г. Коллективные работы на занятиях по изодеятельности. М. 1995г. 15. Рувиц Р. Э. Веселые картинки для малышей. Практикум Новосибирск, 2000г. 16. Федореева У. Л. Новые забавы в детском саду. Минск, 2001г. 17. Радина О. Л. «Мастерская для малышей ». 18. Ягорская В. В. Формирование личности ребенка в процессе изобразительной деятельности. 19