Содержание программы:
№
Наименование
п.п
1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей
программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
1.3. Содержание общеразвивающей программы
1.4. Планируемые результаты
2. Комплекс организационно-педагогических условий,
включая формы аттестации
2.1 Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы контроля и оценочные материалы
3. Список литературы
стр.
3
3
6
7
15
17
17
18
19
22
2
1.
Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
Пояснительная записка
1.1.
Направленность: естественнонаучная.
Актуальность.
Потребность времени в дополнительном образовании детей заложена
в современных нормативных документах. В соответствии с Концепцией
развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением
Правительства РФ № 1726-р от 04.09. 2014 г., Приказом Министерства
образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г.
№ 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года» для поддержания интереса в
экспериментальной деятельности и поддержания позновательного интереса
детей, разработана общеобразовательная общеразвивающая программа
дополнительного образования «Наураша в стране Наурандии».
Программа ориентирована на создание необходимых условий для
личностного
развития
воспитанников,
позитивной
социализации
и
удовлетворение в познавательном развитии детей, что доказывает ее
своевременность. Программа опирается на нижеперечисленные нормативные
документы.
Федеральный уровень:
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р)
(далее - Концепция развития дополнительного образования детей);
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование
для детей» (утверждѐн президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому
развитию
и
приоритетным
проектам
(протокол
от
30.11.2016 №11) (далее – Федеральный приоритетный проект);
3
Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - ФЗ №273) редакция от 02.07.2021 (с изм. и
доп., вступ. в силу с 13.07.2021);
ноября
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9
2018г.
осуществления
№
«Об
утверждении
образовательной
общеразвивающим
осуществления
196
программам»
Порядка
деятельности
(далее
образовательной
–
по
организации
дополнительным
Порядок
деятельности
по
и
организации
и
дополнительным
общеразвивающим программам);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021г. №2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима
работы
образовательных
организации
режима
работы
образовательных организаций дополнительного образования детей» (далее –
СанПиН);
Примерная
программа
воспитания
(одобрена
решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20);
Региональный уровень:
01.08.2019
Постановление
г.
№
461
Правительства
ПП
«О
Свердловской
региональном
области
модельном
от
центре
дополнительного образования детей Свердловской области»;
Постановление
Правительства
Свердловской
области
от
06.08.2019 г. №503 ПП «О системе персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей на территории Свердловской области»;
Приказ Министерства образования и молодѐжной политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года»;
4
Приказ Министерства образования и молодѐжной политики
Свердловской
области
методических
от
26.06.2019
рекомендаций
г.
№70-Д
«Правила
«Об
утверждении
персонифицирования
дополнительного образования детей в Свердловской области».
Уровень дошкольной образовательной организации:
Устав МДОУ «Детский сад №18».
Отличительные особенности.
Отличительной особенностью рабочей программы «Наураша» является
то, что изучение предложенных тем в лаборатории можно проводить в
любом порядке, что дает детям возможность делать выбор, а взрослым –
поддерживать детскую инициативу.
Содержание
программы
соответствует
основным
положениям
возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу
развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, и
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и
задач.
Новизна. Учитывая стремительное изменение окружающей предметной
среды ребенка, которая становится все более насыщенной разного рода
электронными приборами, наше дошкольное образовательное учреждение
приобрело для использования в работе специальную новейшую разработку,
детскую цифровую лабораторию «Наураша в стране Наурандии», состоящую
из 8 образовательно - игровых модулей. Данные модули используются в
таких образовательныхобластях, как познавательное, социальнокоммуникативное, речевое развитие. Занятия с дошкольниками в таких минилабораториях помогают решению задач, которые они ставят:
- формирование целостной картины мира и расширение кругозора;
-
развитие
познавательно-исследовательской
и
продуктивной
(конструктивной) деятельности;
- развитие восприятия, мышления, речи, внимания, памяти;
5
- формирование первичных ценностных представлений о себе, о
здоровьеи здоровом образе жизни;
- освоение
общепринятых
норм
и
правил
взаимоотношений
со
взрослымии сверстниками.
При проведении занятий педагог имеет возможность в игровой форме
познакомить детей с различными природными явлениями и ввести
простейшие
понятия,
описывающие
эти
явления.
Организация
образовательного пространства с помощью всех модулей обеспечивает
различные виды деятельности детей дошкольного возраста, а также игровую,
познавательную,
исследовательскую
и
творческую
активность
всех
воспитанников, экспериментирование с различными материалами. На
занятиях ребенку также предлагается придумать способы, как повлиять на
окружающий мир, чтобы сделать его комфортнее.
Ребенок получает бесценный опыт: ставить перед собой цель и
достигать ее, совершать при этом ошибки и находить правильное решение,
взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Адресат. Дети от 5 до 7 лет
Возрастные особенности детей.
Число детей в группе от 8 до 15 человек.
Режим
занятий.
Периодичность
–
один
раз
в
неделю,
продолжительность 30 минут в зависимости от возраста детей.
Объѐм.
Общее
количество
учебных
часов
–
28
часов,
продолжительность 7 месяцев.
Срок освоения. 28 недель, 7 месяцев.
Перечень форм обучения: подгрупповая.
Перечень видов занятий: тематические и диагностические занятия.
Перечень форм подведения итогов результатов общеразвивающей
программы: игровые задания, беседа.
6
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель общеразвивающей программы – способствовать формированию и
развитию
познавательных
интересов
детей
посредством
опытно-
экспериментальной деятельности.
Задачи общеразвивающей программы раскрывают пути достижения
цели:
Образовательные:
способствовать формированию начальных представлений из области
живой природы, естествознания, математики; о свойствах и отношениях
объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании,
ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени,
движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Развивающие:
способствовать развитию детской познавательной инициативы;
развивать умение рассуждать, высказывать свои предположения при
решении проблемных вопросов, делать выводы, принимать собственные
решения,опираясь на свои знания и умения;
развивать мыслительные операции, связную речь, память;
создавать
условия
для
становления
самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей старшего
дошкольного возраста.
Воспитательные:
создать условия для развития общения и взаимодействия ребенка со
взрослыми и сверстниками, готовности к совместной деятельности со
сверстниками;
формировать уважительного отношения и чувства принадлежности к
сообществу детей и взрослых;
формирование позитивных установок к различным видам труда и
творчества.
7
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№
п/п
Название раздела, темы
1
Знакомство с Наурашей
и страной Наурандией
Температура
Тепло или холодно?
Лѐд и пламя
Такая разная вода
Вкусные опыты
2
2.1
2.2
2.3
3
3.1
3.2
3.3
4
4.1
4.2
4.3
5
5.1
5.2
5.3
5.4
6
6.1
6.2
6.3
7
7.1
7.2
7.3
7.4
8
Электричество
Знакомство с
лабораторией
«Электричество»
Электричество
рядом
Батарейка, Лампочка
Магнит
Магнитные чудеса
Земля – это магнит
Остаточный магнетизм
Танцующие магниты
Кислотность
Кислая лаборатория
Наша любимая
газировка
Волшебница сода
Создай свой вкус
Свет
Световой луч
Свет и тень
Работа с цифровой
лабораторией «Наураша
в стране Наурандии»
Пульс
Что такое пульс?
пульс взрослого и
ребенка
Пульс и сердце
Быстрый и медленный
пульс
Сила
Количество часов
Всего
1
Теория
0,25
Практика
-
3
1
0,25
0,75
1
1
0,25
0,25
0,75
0,75
3
1
0,25
0,75
1
0,25
0,75
1
3
1
1
0,25
0,25
0,75
0,75
0.25
0.75
1
4
1
1
0,25
0,75
0.25
0.75
1
1
3
1
1
1
0,25
0.25
0,25
0,25
0.25
0,25
0,75
0.75
0,75
0,75
0.75
0,75
4
1
1
0,25
0.25
0,25
0,75
0.75
0,75
1
1
0.25
0,25
0.75
0,75
3
0.25
0.75
Форма
контроля
Игровые задания
Практические
задания
эксперименты с
водой, льдом,
свечой лампочкой
и мороженным.
Эксперименты с
электричеством с
использованием
цифровой
лаборатории
Опыты с
магнитами
Экспериментирование с
использованием
лабораторного
оборудования
Практические
задания с
фонариком
Опыты с
использованием
цифровой
лаборатории
Практические
8
8.1
8.2
8.3
9
9.1
9.2
Что такое сила и вес?
Сила удара
Давление силы
Звук
Звук
Распространение звука
через воду
Низкие и высокие звуки
9.3
10 Диагностика
10.1 Диагностическое занятие
1
1
1
3
1
1
0,25
0,25
0.25
0,75
0,75
0.75
задания
0,25
0.25
0,75
0.75
Исследовательская
деятельность
1
1
1
0,25
0,75
0,25
0,75
Игровые задания
Беседа
9
Содержание учебного (тематического) плана.
2.
Тема блока «Температура»
2.1.
«Тепло или холодно» «Лед и пламя»
Теория: знакомство с понятиями «температура», «градус», «ноль градусов»,
«температура тела человека» , «комфортная температура», «кипение и
замерзание воды».
Практика: Исследовательская деятельность детей в лаборатории
«Температура»
2.2 «Такая разная вода».
Теория: разные объекты имеют разные температуру, которая может
изменяться в зависимости от разных условий.
Практика: исследовательская деятельность детей в лаборатории
«Температура», проведение опытов с водой и льдом.
2.3 «Вкусные опыты».
Теория: измерение температуры любимых лакомств, выводы о составе и
свойствах мороженого
Практика: Проведение опытов с мороженым.
3. Тема блока «Электричество»
3.1 «Путешествие в мир электричества»
Теория: знакомство с понятиями «электрический ток», «напряжение»,
«электроны», «электроды».
Познакомятся с правилами безопасности при
работе с электричеством.
Практика: работа в лаборатории «Электричество», проведение опыта
«Электрическое яблоко»
3.2 «Электричество рядом»
Теория: рассказ «электричество рядом», вызвать интерес к исследованиям и
экспериментам.
Практика: практическая работа в лаборатории «Электричество», картофель,
лимон, булочка. Проведение опытов в лаборатории .
3.3 «Батарейка», «Лампочка»
10
Теория: знакомство с батарейкой, с первоначальными понятиями об
электрических цепях. Знакомство с устройством электрической лампочки.
Практика: работа в лаборатории «Электричество», ИКТ, батарейки.
Знакомство с устройством лампочки и проведение опытов
4. Тема блока «Магнит»
4.1 «Магнитные чудеса»
Теория: знакомство с понятиями «магнитное поле», «кольцевой и плоский
магниты», «магнитные полюсы».
Практика: работа детей в лаборатории «Магнитное поле».
4.2 «Земля – это магнит»
Теория: беседа о магнитном поле Земли. Исследовать немагнитные
материалы, провести опыты с магнитами, изучить их особенности и свойства
Практика: работа в лаборатории «Магнитное поле», ИКТ, глобус,
теннисный мячик, проведение опытов в лаборатории.
4.3 «Остаточный магнетизм»
Теория: изучить явление остаточного магнетизма, провести опыт с
отвѐрткой, с металлическими предметами.
Практика: работа детей в лаборатории «Магнитное поле».
Исследовательская деятельность с магнитами
4.4 «Танцующие магниты»
Теория: способствовать развитию интереса детей к экспериментальной
деятельности и исследованиям.
Практика: работа детей в лаборатории «Магнитное поле», ИКТ,
дидактические игры с магнитами.
5. Тема блока «Кислотность»
5.1 «Кислая лаборатория»
Теория: знакомство с понятием «Кислотность», с полезными и вредными
свойствами продуктов, содержащих кислоты.
Практика: работа детей в лаборатории, интерактивная доска, лимонная
11
кислота, сахар, вода.
5.2 «Наша любимая газировка»
Теория: привлечь детей к измерению кислотности в соках, газированной
воде. Учить заботиться о своѐм здоровье.
Практика: Работа детей в лаборатории «Кислотность», проведении опытов.
5.3 «Волшебница сода»
Теория: знакомство с методами понижения кислотности, с понятием
«Щелочная среда».
Практика: экспериментальная деятельность детей с содой.
5.4 «Создай свой вкус»
Теория: создание нового вкуса путѐм смешивания сока и воды,
определение кислотности. Закрепление правила ухода за лабораторным
оборудованием.
Практика: проведение опытов в лаборатории «кислотность».
6. Тема блока «Свет»
6.1 «Свет»
Теория: знакомство с понятиями «свет», «фотоны», «скорость света»,
«освещѐнность». Как освещѐнность влияет на жизнь растений и других
живых организмов.
Практика: работа детей в лаборатории «Свет».
6.2 «Световой луч»
Теория: формирование представления о свойствах света.
Практика: экспериментальная деятельность детей в лаборатории «Свет».
6.3 «Свет и тень»
Теория: знакомство с образованием тени от предметов, устанавливать
сходство тени и объекта.
Практика: работа детей в лаборатории «Свет», опыты с тенью.
6.4 «Работа с цифровой лабораторией «Наураша в стране Наурандия»
Теория: сравнение освещѐнности различных объектов. Развить интерес к
исследованиям и экспериментам.
12
Практика: Проведение эксперимента с освещением.
7. Тема блока «Пульс»
7.1 «Что такое пульс»
Теория: знакомство с понятием «пульс», пульс человека неразрывно связан
с работой сердца.
Практика: экспериментальная деятельность детей в лаборатории «Пульс».
7.2 «Пульс взрослого и ребенка»
Теория: устройство и работа человеческого организма.
Практика: Экспериментальная деятельность детей в лаборатории «Пульс».,
измерение датчиком пульс
7.3 «Пульс и сердце»
Теория: знакомство с органами кровообращения, о работе сердца.
Практика: презентация «Строение сердца» и ее работа. Экспериментальная
деятельность в лаборатории «Пульс».
8. Тема блока «Сила»
8.1 «Что такое сила и вес?»
Теория: знакомство с понятием силы как физической величины;
с понятием «вес предмета»
Практика: работа в лаборатории «Сила»
8.2 «Сила удара»
Теория: измерение и сравнение силы с помощью прибора
Практика: сравнительные измерения детьми датчиком давления «Божья
коровка»
8.3 «Давление силы»
Теория: знакомство с понятием «давление силы» путем измерения
прибором силу воздействия.
Практика: сравнительные измерения детьми датчиком давления «Божья
коровка»
9. Тема блока «Звук»
9.1 «Что такое звук?»
13
Теория: знакомство с понятиями «звук», «звуковая вона», «высокие и
низкие, громкие и тихие звуки» , о передаче звука на расстоянии.
Практика: исследовательская деятельность в лаборатории «Звук».
9.2 «Распространение звука через воду»
Теория: представление об особенностях передачи звука через твѐрдые и
жидкие тела.
Практика: исследовательская деятельность детей в лаборатории «Звук».
9.3 «Низкие и высокие звуки»
Теория: представление о том, что существуют низкие и высокие звуки.
Практика: экспериментальная деятельность детей в лаборатории
«Звук», музыкальные инструменты.
9.4 «Работа с цифровой лабораторией «Наураша в стране Наурандия»
Теория: сравнение высоту звуков, о вреде громких звуков, о плохом
воздействии длительного шума на организм человека.
Практика: экспериментальная деятельность детей в лаборатории «Звук»,
14
1.4. Планируемые результаты.
Планируемые
общеобразовательной
образования
результаты
Освоение
общеразвивающей
«Наураша
в
стране
детьми
программы
Наурандии»
программы
дополнительного
естественнонаучной
направленности для детей с 5-6 лет.
Программа
обеспечивает
достижение
воспитанников
следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Метапредметные:
- выполнять сенсорный анализ, выдвигать гипотезу, подводить итог;
- проявлять интерес к исследовательской деятельности;
- развивать коммуникативные навыки.
Личностные:
- проявлять самостоятельность в познание окружающего мира;
- проявлять активность для разрешения проблемных ситуаций;
Предметные:
- повышать уровень дошкольной готовности детей;
- накопить конкретные представления о предметах и их свойствах;
15
2. Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы
аттестации.
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
№
Основные характеристики
п/п
образовательного процесса
1
Количество учебных недель
28
2
Количество учебных дней
28
3
Количество часов в неделю
1 час
4
Количество часов
28
5
Недель в I полугодии
16
6
Недель в II полугодии
12
7
Начало занятий
8
Окончание учебного года
сентябрь
апрель
16
2.2. Условия реализации программы.
Материально техническое обеспечение:
В
детском
саду
оснащена
лаборатория
опытно-экспериментальной
деятельности, для которой выделено отдельное помещение и оборудование:
№
1
Материал
Лаборатория «Температура»
Дополнительное оборудование
Кол-во
(шт.)
1
для измерения «Температуры»
- свеча,
- настольная лампа с лампой
накаливания
- кубики льда,
- одноразовые стаканчики,
- мороженое, ватные диски.
2
Лаборатория «Свет»
1
Дополнительное оборудование для
измерения «Света»
- надувной мяч «Глобус»,
- модель солнечной системы,
- глобус,
- фонарики.
3
Лаборатория «Звук»
1
Дополнительное оборудование для
измерения «Звука»:
- различные предметы, издающие шумовые
и музыкальные звуки;
- фрагменты записи голосов живой природы;
- схема строения органов слуха человека;
4
Лаборатория «Сила»
1
17
Дополнительное оборудование для
измерения «Силы»:
- небольшой игрушечный автомобиль.
5 Лаборатория «Электричество»
1
Дополнительное оборудование для
измерения «Электричество»:
- яблоко, лимон, клубень картофеля,
- ѐмкость с солѐной водой,
- б/у батарейки;
6 Лаборатория «Кислотность»
1
Дополнительное оборудование для
измерения «Кислотности»:
- ѐмкость для промывки датчика,
- соки(апельсиновый, яблочный, лимонный),
- вода, сладкая газированная вода.
7
Лаборатория «Пульс»
1
8
Лаборатория «Магнитное поле»
1
Дополнительное оборудование для
измерения «Магнитного поля»:
- пластмассовая или мягкая игрушка,
- различные магниты (магнитные
буквы, магниты на холодильник),
-пластиковые стаканчики, скрепки;
9 Пластиковые контейнеры
12
10 Пластиковые стаканы
12
11 Стол экспериментальный
1
12 Стойка для цифровой лаборатории
1
13 Стул
12
18
14 Ноутбук
1
15 Телевизор
1
*Каждая
лаборатория
содержит
датчик
«Божья
коровка»
набор вспомогательных предметов для измерений, брошюру с
методическими рекомендациями по проведению занятий
Кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования,
образование высшее педагогическое.
19
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
2.3.
Оценочные материалы, используемые для диагностики, представлены
в таблице (Табл 1).
Диагностика проводится 2 раза в год (в октябре и в мае), которая
позволяетболее точно отобразить уровень овладения знаниями и умениями
экспериментальной деятельности
ребенка, предоставляет возможность
проследить даже незначительную динамику в его развитии, увидеть
дальнейшие
перспективы
и
спланировать
развивающую
работу
в
соответствиис реальными потребностями ребенка.
Таблица 1
Результаты диагностики познавательно-исследовательской
деятельности детей
Ф.И.
ребенка
Показатели
Начало года
Количество Уровень
баллов
1 2 3 4 5 6
Примечания
Конец года
1
2
3
Количество Уровень
баллов
4
5
6
Общий уровень познавательно-исследовательской деятельности
детейоценивается по сумме баллов:
-высокий уровень:3 балла;
-средний уровень: 2 балла;
-низкий уровень:1 балла.
Диагностика познавательно-исследовательской деятельности детей
Показатель 1. Познавательная компетентность
Показатель 2. Социальная компетентность
Показатель 3. Коммуникативная компетентность
20
Показатель 4. Самостоятельность
Показатель 5. Креативность
Показатель 6. Инициативность
Характеристика уровня показателя
познавательно-исследовательской деятельности детей
Высокий уровень. Познавательное отношение к экспериментальной
деятельности устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в
решении проблемных задач. Видит проблему. Активно высказывает
предположения. Выдвигает предположения о способах их решения, широко
пользуясь аргументацией и доказательствами. Планирует предстоящую
экспериментальную деятельность. Осознано выбирает предметы и материалы
для самостоятельной экспериментальной деятельности в соответствии с их
качествами, свойствами, назначением. Помнит о цели работы на протяжении
всей деятельности. В диалоге с взрослым поясняет ход экспериментальной
деятельности. Доводит дело до конца. Формулирует в речи, достигнут или
нет
результат.
Способен
устанавливать
разнообразные
временные,
последовательные, причинные связи. Делает выводы.
Средний уровень. В большинстве случаев ребенок проявляет активный
познавательный интерес к экспериментальной деятельности. Видит проблему
иногда
с
небольшой
подсказкой
взрослого.
Ребенок
высказывает
предложения с небольшой помощью других (сверстников или взрослого).
Принимает
активное участие
деятельности
совместно
при
с
планировании
взрослым.
Готовит
экспериментальной
материал
для
экспериментирования, исходя из качеств и свойств. Может формулировать
выводы по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется
доказательствами с помощьювзрослого.
Низкий
уровень.
Редко
проявляют
познавательный
интерес
к
экспериментальной деятельности. Могут увидеть проблему только подсказки
взрослого.
Принимают
участие
в
планирование
экспериментальной
21
деятельности с подачи взрослого. С помощью взрослого готовит материал для
эксперимента. Не всегда способен сформулировать вывод, необходимо
подсказка взрослогоили пример сверстников.
22
3. Список литературы
Нормативные документы:
1.
Концепция развития дополнительного образования детей
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р)
(далее - Концепция развития дополнительного образования детей)
[Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/14644;
2.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(далее – СанПиН) [Электронный ресурс].
URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202102030022?rangeS
ize=Все;
3.
Постановление Правительства Свердловской области от
01.08.2019 г. № 461 ПП «О региональном модельном центре
дополнительного образования детей Свердловской области» [Электронный
ресурс]. URL: http://www.pravo.gov66.ru/22117;
4.
Постановление Правительства Свердловской области от
06.08.2019 г. №503 ПП «О системе персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей на территории Свердловской области»
[Электронный ресурс].
URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/6600201908090001?index=
7&rangeSize=1;
5.
Приказ Министерства образования и молодѐжной политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года» [Электронный ресурс].
URL: https://docs.cntd.ru/document/553265120;
6.
Приказ Министерства образования и молодѐжной политики
Свердловской области от 26.06.2019 г. №70-Д «Об утверждении
23
методических рекомендаций «правила персонифицирования
дополнительного образования детей в Свердловской области» [Электронный
ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/561636194.
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9
ноября 2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеразвивающим программам» (далее – Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеразвивающим программам) [Электронный ресурс].
URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201811300034#:~:text
=Приказ%20Министерства%20просвещения%20Российской%20Федерации,п
рограммам%22.%20(Зарегистрирован%2029.11.2018%20№%2052831);
8.
Примерная программа воспитания (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20) [Текст];
9.
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование
для детей» (утверждѐн президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от
30.11.2016 №11) (далее – Федеральный приоритетный проект)
URL: http://government.ru/projects/selection/646/25594; [Электронный ресурс];
10.
Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - ФЗ №273) редакция от 02.07.2021 (с изм. и
доп., вступ. в силу с 13.07.2021) [Электронный ресурс].
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174;
11.
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 г. Москва «О направлении
методических рекомендаций» по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ [Текст];
Литература, использованная при составлении программы
12.
Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты
24
занятий в разных возрастных группах/ сост. Н. В. Нищева. – СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 320 с.
(Библиотека
журнала «Дошкольная педагогика»).
13. Открытия дошкольников в стране Наурандии: Практическое
руководство/ под науч. ред. И. В. Руденко. – Тольятти, 2015. – 87 с.
14. Шутяева, Е. А. Наураша в стране Наурандии. Цифровая
лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое
руководство для педагогов/ Е. А. Шутяева. – М.: издательство
«Ювента», 2015. – 76 с.: ил.
15. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего
дошкольного возраста» Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова – СанктПетербург 2008 г.
16. Н.М.Зубкова «Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет»
- Санкт- Петербург 2007 г.
17. http://org.naurasha.ru/ описание лаборатории
«Наураша
в
странеНаурандии»;
18. http://nsportal.ru/ - опыт работы, методическая разработка по
окружающемумиру по теме: «Наураша в стране Наурандии»;
19. https://infourok.ru/ - презентация «Детская цифровая
лаборатория Наура»
–
25