ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Речевичок»
социально-гуманитарной направленности
возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Волгарева Е.Н.,
воспитатель
ГО Богданович, 2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы................................. 3
1.1. Пояснительная записка. ……….................................................................... 3
1.2. Цель и задачи программы……………........................................................... 9
1.3 Содержание программы................................................................................. 10
1.4 Планируемые результаты………….............................................................. 15
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий................... 17
2.1. Календарный учебный график ………….................................................... 17
2.2. Условия реализации программы…………................................................. 17
2.3. Формы контроля и оценочные материалы............................................... 19
Раздел 3. Список литературы………………. .................................................. 21
2
Раздел 1.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Данная
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа «Речевичок» имеет социально-гуманитарную направленность:
ориентирована на своевременное преодоление нарушений речи и повышение
уровня готовности дошкольников к школьному обучению.
Основой программы является создание оптимальных условий для
коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей психофизического
развития детей старшего дошкольного возраста.
В последние годы значительно повысился процент детей имеющих
нарушения звукопроизношения и фонематического восприятия. Любое
отклонение в развитии речи рассматривается как во взаимосвязи с развитием
других сторон речевой деятельности, так и в контексте общего психического
развития ребѐнка. Среди них значительную часть составляют дети дошкольного
возраста 5 – 7 лет, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной
языка. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации
коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой
должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
Логопедическая работа с детьми обуславливает создание социальнокоммуникативных условий, профилактику и коррекцию нарушений речевой
деятельности, развитие артикуляционной моторики, мелкой моторики, развитие
познавательной деятельности, что благотворно влияет на построение новых
речевых возможностей, повышение социального потенциала.
Актуальность программы
Нормативно-правовая база
Дополнительная общеразвивающая программа «Речевичок» составлена на
основании следующих документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 года
№ 273- ФЗ;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р);
3
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28. 09. 2020
г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН);
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 №298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее Порядок);
7. Приказ Министерства посвящения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533
«О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
9.11.2018 г. № 196»;
8. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»);
9. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
10.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (приказ МОиН РФ от 17.10.2013 № 1155).
Данная общеразвивающая разработана в целях оказания логопедической
помощи дошкольникам, имеющим нарушение речи.
Для достижения целевых ориентиров необходима организованная
деятельность по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста,
поскольку многие из них имеют индивидуальные особенности, нарушающие
или замедляющие благоприятный ход развития речи.
Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из
очень важных звеньев в развитии речи ребенка. Заканчивается процесс
становления звукопроизношения к 5-7 годам, когда ребенок правильно может
произносить все звуки родного языка.
4
Отличительные особенности
общеразвивающей программы «Речевичок»
Дополнены и расширены основные задачи и направления
общеразвивающей программы, предложенные Т.Б. Филичевой и представлены
такие разделы, как развитие общей и мелкой моторики, психических процессов.
Дополнительная общеразвивающая программа предусматривает одновременное
воздействие
информации
на
речевую,
сенсорную,
двигательную,
интеллектуальную и эмоциональную сферы детей, что будет способствовать
коррекционной направленности занятий. У некоторых детей с расстройствами
речи, наблюдается в разной степени выраженная общая моторная
недостаточность, нарушение координации речи с движением, а также
отклонения в развитии тонкой моторики рук. В связи с этим общеразвивающая
программа предусматривает целенаправленную работу по совершенствованию
развитии тонкой моторики рук, так как это является мощным средством
повышения работоспособности коры головного мозга.
Общеразвивающая программа предполагает проведение комплексных
занятий по произношению и развитию речи. Для детей с фонетикофонематическим недоразвитием, фонетическим недоразвитием, общим
недоразвитием речи, такие занятия являются более рациональными, так как
направлены на развитие артикуляционной моторики, правильного дыхания, у
детей речемыслительной деятельности. На этих занятиях развивается умение
слушать, воспринимать речь окружающих, отвечать на вопросы, спрашивать,
пересказывать.
Новизна общеразвивающей программы состоит в том, что она разработана
для реализации в условиях конкретного детского сада общеразвивающего вида
и призвана помочь детям преодолеть фонетическое и фонематическое
недоразвитие для успешного освоения основной образовательной программы
дошкольного образования и успешного обучения на следующей ступени
образования.
Адресат. Программа предназначена для развития речи детей старшего
дошкольного возраста (5- 7 лет) с нарушениями речи.
Условия приема детей. Прием детей осуществляется по желанию родителей
(законных представителей) учитывая интерес и мотивацию ребенка.
5
Возрастные особенности речевого развития детей 5-7 лет
В данном возрасте происходит активное развитие диалогической речи. У
детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический
строй, лексика, развивается связная речь, расширяется словарь. Дети начинают
активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы и
прилагательные.
Характеристика особенностей детей с нарушениями в речевом развитии
Структура нарушения речи у детей дошкольного возраста неоднородна.
Речевые
нарушения
ФНР
(фонетическое
недоразвитие
речи)
Характеристика детей
с нарушением речи
Фонетическое недоразвитие речи – это нарушение в еѐ
звуковом (фонемном) оформлении при нормальном
функционировании всех остальных операций
высказывания. Нарушение звукового оформления речи
обусловлено неправильно сформировавшимися
артикуляторными позициями. Чаще всего неправильный
звук по своему акустическому эффекту близок к
правильному. Причиной искаженного произношения
звуков обычно является недостаточная
сформированность или нарушения артикуляционной
моторики. Различают следующие нарушения звуков: искаженное произношение звука; - отсутствие звука в
речи; - замена одного звука другим, близким по своему
артикуляционному укладу.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это
нарушение процесса формирования произносительной
системы родного языка у детей с различными речевыми
расстройствами вследствие дефектов восприятия и
произношения фонем. Определяющим признаком
ФФНР
фонематического недоразвития является пониженная
(фонетикофонематическое способность к анализу и синтезу речевых звуков,
обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В
недоразвитие
речи ребѐнка с фонетико- фонематическим
речи)
недоразвитием отмечаются трудности процесса
формирования звуков, отличающихся тонкими
артикуляционными или акустическими признаками.
Несформированность произношения звуков крайне
вариативна и может быть выражена в речи ребѐнка
различным образом: - заменой звуков более простыми по
артикуляции; - трудностями различения звуков; особенностями употребления правильно произносимых
6
звуков в речевом контексте. Ведущим дефектом при
ФФНР является несформированность процессов
восприятия звуков речи, что влечѐт за собой затруднения
детей при практическом осознании основных элементов
языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей
произношения и различения звуков, при фонематическом
недоразвитии у детей нередко нарушаются
просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.
Проявления речевого недоразвития у данной категории
детей выражены в большинстве случаев не резко.
Отмечается бедность словаря и незначительная задержка
в формировании грамматического строя речи. При
углубленном обследовании речи детей могут быть
отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в
11 употреблении сложных предлогов, в согласовании
прилагательных и порядковых числительных с
существительными и т. п.
ОНР III уровня
(общее
недоразвитие
речи)
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным
слухом и первично сохранным интеллектом – речевая
аномалия, при которой страдает формирование всех
компонентов речевой системы: звукопроизношения,
навыков звукового анализа, словаря, грамматического
строя, связной речи.
Уровень общего недоразвития речи может быть различен:
от полного отсутствия речевых средств обучения, до
развернутой речи с элементами фонетикофонематического и лексико-грамматического
недоразвития.
Три уровня общего недоразвития речи (Левина Р.Е.)
1. самый тяжелый – ОНР I уровня;
2. средний – ОНР II уровня;
3. более легкий – ОНР III уровня.
Основной контингент старших дошкольников имеет
третий уровень речевого развития. Дети с ОНРIII уровня
характеризуются появлением развѐрнутой обиходной
речи без грубых лексико- грамматических и
фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается
неточное знание и употребление многих слов и
недостаточно полная сформированность ряда
грамматических форм и категорий языка. В активном
словаре преобладают существительные и глаголы,
недостаточно слов, обозначающих качества, признаки,
действия, состояния предметов, страдает
7
словообразование, затруднѐн подбор однокоренных слов.
Для грамматического строя характерны ошибки в
употреблении предлогов: в, на, под, к, из-под, из-за,
между и т.д., в согласовании различных частей речи,
построении предложений. Звукопроизношение детей не
соответствует возрастной норме: они не различают на
слух и в произношении близкие звуки, искажают
слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Связное
речевое высказывание детей отличается отсутствием
чѐткости, последовательности изложения, в нѐм
отражается внешняя сторона явлений и не учитываются
их существенные признаки, причинно-следственные
отношения. Дети с ОНР отличаются от своих нормально
развивающихся сверстников особенностями психических
процессов. Для них характерны неустойчивость
внимания, снижение вербальной памяти и
продуктивности запоминания, отставание в развитии
словесно-логического мышления. Они отличаются
быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной
истощаемостью, что ведѐт к появлению различного рода
ошибок. Многие дети с ОНР имеют нарушения моторики
артикуляционного аппарата: изменение мышечного
тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких
артикуляционных дифференцировках, ограниченная
возможность произвольных движений. С расстройствами
речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук:
недостаточная координация пальцев, замедленность и
неловкость движений.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа
Общее количество занятий в неделю
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут.
30 минут
2 занятия
Объем общеразвивающей программы
Объем программы
Продолжительность обучения
Срок освоения программы
(месяц, неделя)
68 часов
Программа рассчитана
на 1 учебный год
8,5 месяцев /
34 учебные недели
8
Общее количество занятий
Общее количество учебных часов
34 занятий
34 часов
Особенности организации образовательного процесса
При организации образовательного процесса по программе «Речевичок»
используется:
модель реализации программы – традиционная.
Форма обучения: индивидуально-групповая.
В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми дошкольниками является игровая деятельность. Общеразвивающая программа
«Речевичок» учитывает это положение, но предполагает, что занятие остается
одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи при
максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия.
Форма организации детей – подгрупповая.
Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы,
имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения,
по 7-8 детей.
Форма организации занятия – Сказкотерапия (логопедические сказки), СуДжок терапия, артикуляционные сказки и гимнастики, пальчиковые
гимнастики, дыхательные упражнения, стихи, скороговорки, игры и
аудиоупражнения.
Форма подведения итогов реализации программы – педагогическое
наблюдение, обследование, диагностика.
9
2.2.Цель общеразвивающей программы
Цель общеразвивающей программы – коррекция и формирование общей
культуры речи, полноценной фонетической системы языка, развитие слухового
внимания,
восприятия,
рече-слуховой
памяти,
автоматизация
произносительных умений и навыков в ритмических играх и упражнениях.
Овладение детьми правильным звукопроизношением в самостоятельной речи.
Задачи
Коррекционно-образовательные:
- формировать представление о звуке, слоге, слове и предложении;
- способствовать коррекции и развитию артикуляционного аппарата;
- формировать представление гласных и согласных звуках и буквах.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематическое восприятие, зрительную и слуховую память,
умение составлять связное развѐрнутое высказывание;
- совершенствовать умение различать звуки в словах по артикуляционноакустическим признакам:
- гласные – согласные;
- по глухости – звонкости, твѐрдости – мягкости;
- обогащать словарный запас детей;
- укрепить мелкую моторику;
- способствовать закреплению поставленных звуков в связной речи.
Коррекционно-воспитывающие:
- воспитывать у ребенка стремление к достижению поставленной цели;
- способствовать овладению универсальными учебными навыками:
- формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности,
ответственности, взаимопонимания;
- развивать познавательную
коммуникативные навыки.
активность,
мышление,
воображение,
10
2.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
№ п/п
Название раздела, тема
Количество
часов
Формы
контроля
Теори Практ
я
ика
1.
1.1.
1.2.
2
2.1.
Диагностика речевых навыков.
Обследование фонетикофонетических навыков
(звукопроизношение)
Обследование связной речи
Свистящие звуки
Установление контакта с ребенком,
знакомство с кабинетом. Развитие
артикуляторной и мелкой моторики,
знакомство с органами артикуляции.
Автоматизация звука С в прямых
слогах, в словах с прямыми слогами в
начале, середине и конце слова.
Уточнение артикуляции звука З
0,5
1
Заполнение
речевых карт
1
Заполнение
речевых карт
0,5
Беседа,
игровые
упражнения
Логопедическ
ая сказка,
наблюдение
2.3.
0,5
1,5
Артикуляцион
ные
упражнения
Автоматизация звука З в прямых
1,5
2
Игровые
слогах, в словах с прямыми слогами в
упражнения,
начале, середине и конце слова.
беседа
Общее количество фронтальных занятий 9 часов (за период сентябрь, октябрь,
ноябрь)
3
Шипяшие звуки
3.1.
Уточнение артикуляции звука Ш,
0,5
0,5
Дыхательная
развитие правильного речевого
гимнастика
выдоха.
3.2.
Автоматизация звука Ш в прямых
0,5
1
Игровые
слогах, в словах с прямыми слогами в
упражнения,
начале, середине и конце слова.
беседа
3.3
Уточнение артикуляции звука Ж,
0,5
0,5
Дыхательная
развитие правильного речевого
гимнастика
выдоха.
3.4
Автоматизация звука Ж в словах и
0,5
1
Су-джок
словосочетаниях.
терапия,
беседа
3.5
Автоматизация звука Ш в связном
1
1
Игровые
2.2.
0,5
1
11
тексте. Автоматизация звука Ж в
предложениях.
Автоматизация звука Ж в
чистоговорках, стихах.
упражнения,
беседа
3.6
0,5
1
Су-джок
терапия,
наблюдение
3.7
Автоматизация звука Ж в связном
1
1
Игровые
тексте.
упражнения,
беседа
3.8
Автоматизация звуков Ш-Ж в связном 0,5
0,5
Игровые
тексте.
упражнения,
пальчиковая
гимнастика
3.9
Дифференциация звуков Ш-С
0,5
1
Дыхательная
гимнастика,
наблюдение
3.10
Дифференциация звуков Ж-З
1
1
Логопедическ
ие сказки,
игровые
упражнения
Общее количество фронтальных занятий 15 часов (за период декабрь, январь,
февраль)
4
Сонорные звуки
4.1
Автоматизация звука Л в прямых
0,5
1
игровые
слогах, в словах с прямыми слогами
упражнения,
беседа
4.2
Автоматизация звука ЛЬ в слогах,
0,5
0,5
игровые
словах со стечением согласных
упражнения,
беседа
4.3
Автоматизация звука Л и ЛЬ в
0,5
0,5
Логопедическ
чистоговорках, фразах, скороговорках,
ие сказки,
стихах.
игровые
упражнения
4.4
Автоматизация звука звука Р в
0,5
1
Артикуляцион
прямых слогах, в словах с прямыми
ная
слогами
гимнастика,
игровые
упражнения
4.5
Автоматизация звука Р в
0,5
1
Игровые
словосочетаниях, чистоговорках.
упражнения,
беседа
4.6
Дифференциация звуков Л-Р
0,5
0,5
игровые
упражнения,
беседа
4.9
Автоматизация поставленных звуков в 0,5
1
Игровые
12
спонтанной речи.
упражнения
Итоговая диагностика
1
Обследование
Общее количество фронтальных занятий 10 часов (за период март, апрель, май)
12
22
Всего: 34 часа
Содержание учебного плана
Коррекционная работа включает комплекс направлений, которые
соответствуют структуре речевого нарушения.
Направления коррекционной работы
Речевое развитие. Коммуникативные навыки
Совершенствование грамматического строя речи
Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового
анализа и синтеза
Обучение грамоте
Развитие связной речи и речевого общения
Диагностика речевых навыков
Артикуляционная гимнастика
Развитие слухового внимания, фонематического восприятия
Дыхательная гимнастика
Пальчиковая гимнастика
Автоматизация поставленного звука
Дифференциация звуков
Пополнение словаря
Итоговая диагностика
Для проведения коррекционной работы по каждому из этих направлений
в программу «Речевичок» и «Учебный план к программе» включены
дидактические речевые, артикуляционные, пальчиковые упражнения.
Содержание коррекционной работы
1. Диагностика речевых навыков
Цель: выявить нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слова.
Обследование речевого аппарата
Обследование связной речи
2. Свистящие звуки
13
Цель: формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня
минимальной достаточности для постановки звука С и З.
Теория. Речевой аппарат. Движения речевого аппарата.
Практика:
Подготовительные упражнения, статические: «Улыбка», «Заборчик»,
«Окошко», «Бублик», «Киска сердится», «Лопатка», «Щѐточка»,
«Желобок».
Подготовительные упражнения, динамические: «Качели», «Остуди
блинчик», «Футбол», «Фокус».
Упражнения для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Накажем язык»,
«Блинчик», «Остуди блинчик», «Желобок», «Киска сердится»,
«Щѐточка», «Футбол».
3. Шипящие звуки
Цель: формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня
минимальной достаточности для постановки звука Ш и Ж.
Теория. Речевой аппарат. Движения речевого аппарата.
Практика:
Упражнения для шипящих: «Бублик», «Погреем руки», «Лопатка»,
«Чашечка», «Фокус», «Вкусное варенье», «Лошадка», «Грибок».
4. Сонорные звуки
Цель: формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня
минимальной достаточности для постановки звука Л и Р.
Теория. Речевой аппарат. Движения речевого аппарата.
Практика:
Упражнения для сонорных:
«Улыбка», «Заборчик», «Лопатка»,
«Иголочка», «Качели», «Маляр», «Парус», «Грибок», «Лошадка»,
«Гармошка», «Барабанщик», «Пулемѐт», «Индюк».
Автоматизация поставленного звука
Цель: закрепление правильного звукопроизношения в самостоятельной речи
детей. Автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в
последнюю очередь – в слогах со стечением согласных
14
- Автоматизация поставленного звука в слогах:
С – Сь, З - Зь, Ш, Ж, Ль автоматизируются вначале в прямых слогах,
затем в обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением
согласных;
Ц, Ч, Щ, Л наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со
стечением согласных;
Р - Рь можно начинать автоматизировать с проторного аналога и
параллельно вырабатывать вибрацию.
«Ш» - автоматизируется вначале в прямых слогах: ша, шо, шу…, затем в
обратных: аш, ош,уш…, в последнюю очередь – в слогах со стечением
согласных: шла, шно, шме …..
«Л» - автоматизируется вначале в обратных слогах: ал, ол, ул…, затем в
прямых : ла, ло, лу…,в последнюю очередь – в слогах со стечением
согласных: плу, гла, плы …..
«Р» - автоматизируются вначале в прямых слогах: ра, ро, ру…, затем в
обратных: ар, ор, ур…, в последнюю очередь – в слогах со стечением
согласных: пра, тро, пру …
- Автоматизация поставленного звука в словах: проводится по следам
автоматизации в слогах, в той же последовательности. По мере овладения
произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах
с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах
дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы.
- Автоматизация поставленного звука в предложениях: каждое отработанное
в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения,
затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с
данным словом.
Дифференциация звуков
Цель: развитие умения различать звуки сходные по артикуляции и звучанию.
С-З, С- Ц, С-Ш;
Ж-З, Ж-Ш;
Ч-Сь, Ч-Т, Ч-Щ;
Щ-Сь, Щ-Ть, Щ-Ч, Щ-Ш;
Р-Л, Р-Рь, Рь-Ль, Рь-Й, Л-Ль.
8. Итоговая диагностика
Цель: Проведение диагностической процедуры логопедического исследования
состояния речевых и неречевых функций ребѐнка – оценка динамики, качества
и устойчивости результатов коррекционной работы с детьми
15
1.4. Планируемые результаты логопедической работы
Речевые
нарушения
Дети умеют:
Дети
с ФНР
- правильно артикулировать все звуки речи в различных
фонетических позициях и формах речи;
- четко дифференцировать все изученные звуки
- правильно артикулировать все звуки речи в различных
фонетических позициях и формах речи;
- четко дифференцировать все изученные звуки;
- называть последовательность слов в предложении, слогов
и звуков в словах;
- находить в предложении слова с заданным звуком,
определять место звука в слове;
- различать понятия «звук», «слог», «предложение» на
практическом уровне;
- понимать обращенную речь в соответствии с
параметрами возрастной нормы;
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону
речи;
- правильно передавать слоговую структуру слов,
используемых в самостоятельной речи;
- пользоваться в самостоятельной речи простыми
распространенными и сложными предложениями, владеть
навыками объединения их в рассказ;
- владеть элементарными навыками пересказа;
- владеть навыками диалогической речи;
- владеть навыками словообразования:
- продуцировать названия существительных от глаголов,
прилагательных, от существительных и глаголов,
уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм
существительных и проч.;
- грамматически правильно оформлять самостоятельную
речь в соответствии с нормами языка. Падежные,
родовидовые окончания слов должны проговариваться
четко; - простые и почти все сложные предлоги
употребляться адекватно;
- использовать в спонтанном общении слова различных
лексико-грамматических категорий (существительных,
глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
- владеть элементами грамоты: навыками чтения и
печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких
предложений в пределах программы.
Дети
с ФФНР
Дети
с ОНР III
уровня
16
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1.Календарный учебный график
Основные характеристики ОП
Продолжительность учебного года
Начало учебного года
Окончание учебного года
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество учебных часов
Длительность занятия
Режим занятий
Сроки проведения мониторинга:
- входная диагностика
- итоговая диагностика
Каникулярное время
Праздничные дни
Сроки
с 1 сентября по 31 мая
1 сентября
31 мая
34 недели
34
68 часов
30 минут
2 занятия по 30 минут
1 и 2 неделя сентября
3 и 4 неделя мая
2 недели:
с 25 декабря по 10 января
4 ноября, 1 января, 7 января, 23
февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая
17
3.2. Условия реализации программы
«Речевичок»
Материально-техническое обеспечение:
Занятия проходят в Детском саду № 18 «Солнышко», ул. Гагарина, 21А,
кабинет логопеда. Помещение соответствует санитарным нормам.
№
Наименование оборудования,
Количество
п/п
программного обеспечения
Перечень оборудования
1
Настенное зеркало
1 шт
2
Стол для детей
1 шт
3
Стулья детские
2 шт
4
Диван
1 шт
5
Магнитная доска
1 шт
6
Шкафы для пособий
2 шт
7
Перечень дидактических
материалов
Логопедический кабинет оснащен необходимым оборудованием,
методическими материалами и средствами обучения.
Пособия для проведения логопедического обследования:
Обследование звукопроизношения;
Обследование понимания речи;
Обследование связной речи;
Обследование грамматического строя речи;
Обследование состояния словарного запаса;
Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа
и синтеза, фонематических представлений;
Обследование слоговой структуры слова;
Счетный материал для обследования;
Разрезные картинки для обследования на 2-3 частей;
Картинки и тексты.
Для формирования правильного звукопроизношения:
Артикуляционные упражнения (карточки);
Профили звуков;
Материал для автоматизации звуков в словах, предложениях, текстах;
Пособия для работы над речевым дыханием;
Предметные картинки на все изучаемые звуки;
18
Альбомы на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков;
Тексты и картотеки на автоматизацию поставленных звуков.
Для формирования фонематического восприятия, звукового анализа:
Предметные картинки на дифференциацию звуков;
Тексты на дифференциацию звуков
Для обогащения словарного запаса и формирования грамматического
строя речи:
Предметные картинки
- Ягоды;
- Головные уборы;
- Мебель;
- Птицы;
- Растения;
- Обувь;
- Продукты;
- Грибы;
- Одежда;
- Посуда;
- Игрушки;
- Насекомые;
- Профессии;
- Деревья;
- Животные и их детеныши;
- Инструменты;
- Времена года;
- Овощи;
- Фрукты;
Для развития связной речи:
- Серии сюжетных картинок;
- Сюжетные картинки;
- Предметные картинки для составления сравнительных и описательных
рассказов;
Программу реализует учитель-логопед, имеющий высшее
педагогическое
образование
соответствующее
направленности
программы.
19
2.3. Формы контроля и оценочные материалы
№ Название
МатериальноФормы, методы, Форма учебного
п/п раздела
техническое
приемы
занятия
оснащение,
обучения
дидактикометодический
материал
1
Диагностика Пособия для
Обследование
Диагностическое
проведения
занятие
логопедического
обследования
2
Свистящие Пособия для
Индивидуально- Артикуляционные
звуки
формирования
групповая
упражнения,
правильного
игровые
звукопроизношения
упражнения, СуДжок терапия,
3
Шипящие
Пособия для
Индивидуально- Сказкотерапия,
звуки
формирования
групповая
дыхательные и
правильного
пальчиковые
звукопроизношения
гимнастики,
4
Сонорные
Пособия для
Индивидуально- Игровые
звуки
формирования
групповая
упражнения
правильного
дыхательные
звукопроизношения
гимнстики
5
Итоговая
Пособия для
Исходная
Тестирование,
диагностика проведения
диагностика
наблюдение
логопедического
обследования
20
3. Список литературы:
1. Белов, Н.В. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство /Н.В.
Белов. – Минск: Харвест, 2011. – 320 с.
2. Бочкарева, О.И. Логопедия. Старшая группа. Разработки занятий / О.И.
Бочкарева. – Волгоград: ИДТ «Корифей». – 128 с.
3. Волкова, Л.С. и др. Логопедия.: 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманитар.
изд. центр ВЛАДОС, 2009. 703 с.
4. Воробьева, Т.А., Крупенчук, О.И. Логопедические упражнения:
Артикуляционная гимнастика / Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. – СПб.:
Издательский Дом «Литера», 2012. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
5. Жукова, Н.С. Уроки логопеда: Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова. –
М.: Эксмо, 2012. – 120 с.
6. Журавлева, А.Е. Домашняя логопедия / А.Е. Журавлева, В.В. Федиенко. – М.:
Эксмо, 2012. – 112 с.
7. Коноваленко, В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции
звукопроизношения / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая.
– 3-е изд. испр. И доп. – М.: Издательство ГНОМ, 2011. – 216 с.
8. Косинова, Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи / Е.М. Косинова. –
М: Эксмо: ОЛИСС, 2011. – 192 с.
9. Крупенчук, О.И., Воробьева, Т.А. Исправляем произношение: Комплексная
методика коррекции артикуляционных расстройств / О.И. Крупенчук, Т.А.
Воробьева. – СПб.: Изд. дом «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки
логопеда»).
10. Крупенчук. О.И. пальчиковые игры. / О.И. Крупенчук. – СПб.: Изд. дом
«Литера», 2012. – 32 с.: ил. – (серия «Уроки логопеда»).
11. Матросова, Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми
дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Т.А. Матросова. – М.:
СФЕРА, 2005. – 112 с.
12. Волкова Л.С. Логопедия. —— М.; «Владос», 2004.
13. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. — М.: Владос, 2016.
21