СОДЕРЖАНИЕ Раздел 1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………...3 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ………………………………………8 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ…………………………………………9 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ……………………………………..14 Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК……………………………….15 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ……………………………15 2.3. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ………………20 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….21 4. ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….24 2 РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый обучающийся развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить обучающихся к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый обучающийся находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением. Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) воспитанники осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения воспитанника, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование. Именно для того, чтобы воспитанник, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, и была разработана настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Серебристый голосок». Актуальность данной программы заключается в развитии творческих способностей обучающихся и их творческого самовыражения. Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью развития музыкального слуха, вокальных способностей, интереса к пению. О необходимости самореализации и развития творческого потенциала говорится и в концепции развития дополнительного образования. В данной программе предусматривается перспективное развитие навыков вокального мастерства, подчинение основному образовательному принципу – от простого к сложному, от знаний к творчеству, к увлекательным делам и вокальным концертам. В программе вокального пения – индивидуальная и групповая работа с музыкально-способными детьми, развитие их певческих, голосовых и общемузыкальных данных. Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Серебристый голосок» разработана в соответствии со следующими нормативными документами: 3 1. Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании». 2. Федеральный закон от31.07.2020 г. №304 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» 3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» 4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р) 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 №298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года №533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196. 9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы»); 10. Постановление Главного государственного врача РФ от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1./2.4.3598-20 эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей, молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции. Зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2020 № 58824. СП 3.1/2.4.3598-20. 11.Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 20035 года» 4 12.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 г «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Локальные документы ДОО МДОУ «Детский сад №18» - Устав Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №18» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников. Утвержден Постановлением Главы ГО Богданович от 28.02.2019 г. № 399 Отличительной особенностью программы является то, что все дети, желающие петь, имеют возможность заниматься. Даже если у ребѐнка музыкальные и вокальные возможности очень малы, он может петь в хоре, а дети, более одаренные, имеют возможность исполнять сольные партии. Впоследствии, в процессе занятий пением, вокальные и музыкальные способности детей с более слабым голосом развиваются, и они могут стать солистами. Новизна материала рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому. Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения содержания программы учитывается динамика развития специальных вокальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в хоре. Адресат программы Возрастные особенности развития слуха и голоса детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание. 5 Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать. Возрастные особенности развития слуха и голоса детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально – слуховая координация. В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появиться напевность, он станет крепким и звонким. Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей 6-8 лет увеличивается объем легких, дыхание становиться более глубоким, это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон (до – ре). Дети правильно интонируют мелодию. Режим занятий Продолжительность одного академического часа – 35мин. с пятиминутным перерывом включительно. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Объем общеразвивающей программы 30 часов в год (теория – 9ч., практика – 21ч.). Форма обучения – очная (Закон № 273-ФЗ, гл.2, ст.17, п.2) Срок освоения программы рассчитано на 1 год обучения:30 уч. ч. в год. 6 Особенности организации образовательного процесса. Формой реализации образовательного процесса является традиционная модель, которая представляет собой спиралевидную последовательность освоения содержания в течение одного года обучения. Организация образовательного процесса Практические занятия; участие в муниципальных конкурсах; посещение концертов в ДШИ; занятия – постановки; занятие – творческий отчет Основные формы и методы работы Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально: коллективная работа; индивидуальная работа; распевание по голосам; упражнения, формирующие правильную певческую осанку; дыхательная звуковая гимнастика; музыкально-дидактическиеигры; артикуляционные упражнения; игра на детских муз.инструментах (приложение 1); Перечень видов занятий беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами; практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов; занятие-постановка, занятие-репетиция – на которых отрабатываются концертные номера, закладываются основы сценической культуры, развиваются актерские способности детей; заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей; концертная деятельность – участие в концертах, праздниках, конкурсах, фестивалях. Формы подведения итогов реализации общеразвивающей программы Журнал посещаемости. Материалы диагностики. 7 1.2. Видеозаписи. Фотоматериалы. Дипломы об участии в конкурсах, фестивалях детского творчества. Творческий отчет. Фестиваль ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: развитие певческих способностей детей в условиях дополнительного образования в ДОУ, реализация творческих возможностей и потребностей каждого дошкольника, формируя интерес ребенка к эстетической стороне действительности. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: обучающие: - обучить основам вокального искусства; - ознакомить с музыкальными жанрами и стилями произведений; - обучить восприятию и анализу музыки; - освоить музыкальные термины (унисон, ритм, темп, тембр и т.д.); обучить технике дыхания, правильной артикуляции, звуковедению, свободной слуховой ориентации в разных звуковых регистрах; - обучить правилам культуры поведения; - обучить правилам гигиены голоса; - обучить основам хореографии; - обучить технике безопасности. Развивающие: - развивать музыкальные способности (звуковысотный слух, чувство ритма, темпа и т.д.); - развивать память, внимание, мышление, воображение, фантазию, творческую инициативу; - формировать навыки контакта с музыкальным руководителем (точное реагирование на жесты и др.); - формировать навыки правильной артикуляции; - развивать активизацию мимики и эмоционального отклика на музыку; - развивать умение осознанного отношения к дыханию; - развивать умение слушать других и находиться с ними в ансамбле; - развивать, умение певческой установки; - развивать координацию и выносливость; - развивать физические данные; - формировать эстетический вкус. Воспитательные: - воспитывать коммуникативные качества у воспитанников; 8 - воспитывать волевые качества: активность, целеустремлѐнность, упорство и настойчивость; - способствовать усвоению системы нравственно-этических норм; - обучать культуре общения. Задачи данной программы опираются на принципы дидактики: сознательности; наглядности; систематичности и последовательности; прочности; связи теории с практикой. 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Учебно-тематический план № Название раздела, темы п/п Количество часов Всего Теория 1. Вводное занятие 1 2. Постановка голоса 8 Практика Формы контроля Беседа, видеофильм 1 2.2. Звукообразование. 2 1 1 2.3. Певческая установка. Дыхание 2 1 1 2.4. Дикция и артикуляция 2 1 1 2.5. Чувство ритма 2 0.5 1.5 1 2 3. Средства музыкальноисполнительской выразительности 3 4. Работа над репертуаром 14 Прослушивание, входная диагностика, наблюдение, дид.игы Беседа, практическая работа. дид.игры, анализ результатов деятельности Практическая работа, наблюдение, дид. игры Занятие-постановка, Дидактические игры Наблюдение, беседа 4.1. Техническая работа 3 1 2 Практическая работа, наблюдение, дид. игры 4.2. Сценография и театрализация 4 1 3 Занятие-постановка, наблюдение 1 0.5 0.5 Наблюдение, песенного образа, импровизация 4.3. Работа с микрофоном 9 4.4. Пение по фонограмму 3 0,5 2.5 Беседа, практическое занятие, наблюдение 4.5. Ансамбль. Знакомство с 3 0.5 2.5 Беседа, занятиепостановка, оценка деятельности - 0.5/0.5 Концерт, твлоческий отчет - 1/1 Опрос, входной контроль, анализ результатов элементами двухголосья. Унисон. 5. Концертная деятельность 1 6. Диагностические занятия 2 6.1. Вводное 6.2. Контрольное 7. Итоговые занятия творческие отчеты ИТОГО Опрос, итоговая диагоностика, анализ результатов 1 - 30 9 1 Творческий отчет, участие в конкурсах, открытые занятия 21 10 СОДЕРЖАНИЕ учебного тематического плана Раздел 1. Вводное занятие Теория: Объяснение целей и задач вокальной студии. Знакомство правилами поведения в студии, беседа о правильной постановке голоса во время пения. правила пения, распевания. Подбор репертуара. Просмотр видеозаписи, выступление детей на фестивалях и конкурсах различного уровня. Раздел 2. Постановка голоса Тема 1. Звукообразование. Теория: Образование звука. Строение и работа вокального аппарата. Практика: вокальные упражнения на гласные «А», «О», «И», «У» с использованием приемов легато, стакатто (Быстром и медленном темпе); вокальные упражнения на вступление и окончания пения; упражнения для освобождения скованной челюсти; упражнения для расширения диапазона: «Погреем руки», «Чердачок», «Машина».. Тема 2. Певческая установка. Дыхание Теория: Певческая установка, дирижерский жест. Роль певческого дыхания в звукообразовании, фразировка. Практика: дыхательные упражнения по системе В. Емельянова; гимнастики для губ и языка; интонационно-фонетических упражнения; упражнения на регулировку дыхания по музыкальным фразам. Тема 3. Дикция и артикуляция Теория: Артикуляционный аппарат. Дикция. Формирование правильного певческого произношения слов, сочетаний звуков, труднопроизносимых слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых упражнений и скороговорок. Практика: игры с магнитными палочками -определение, запоминание ритмической основы песни; артикуляционная гимнастика; произношение, пропевание гласных в заданном порядке «а-о-у-э-ы-и»; произношение, пропевание звукосочетаний «ба-ба-бо-бо-бу-бу-бэ-бэбы-бы»; произношение скороговорок (р разных темпах). 11 Тема 4. Чувство ритма Теория: определение понятия «чувство ритма». Знакомство с простыми ритмами и размерами. Осознание длительностей и пауз. Практика: ходьба (марш), выделение сильной доли хлопком (бех хлопка) выполнение упражнений на развитие чувства ритма, внутреннего слуха; тактирование руками на счет, сильные доли выделяются более активным и сильным хлопком, на слабые доли ладошки едва касаются друг друга. Раздел 3. Средства музыкально-исполнительской выразительности Теория: применение средств исполнительской выразительности в вокальной практике Практика: раскрытие содержания текста и музыки, особенностей динамики, темпа, тембра, артикуляции; развитие навыка уверенного пения любого музыкального материала; составление схемы динамики исполнения. Раздел 4. Работа над репертуаром Тема 1. Вокальная работа. Теория: Знакомство с песенным материалом, анализ содержания и сопровождения. Звукообразование. Практика: работа над образованием звука; проверка усвоения текста песни; работа по закреплению мелодической основы песни; постановка корпуса, головы; рабочее положение артикуляционного аппарата (рот, челюсти, верхнее и нижнее небо); работа над чистотой интонирования; проверка усвоения песни в целом; слуховой контроль, координирование слуха и голоса во время исполнения по музыкальным фразам. Тема 2. Сценография и театрализация песенного образа, импровизация Теория: Сценический образ исполняемой песни (жесты вокалиста, движение рук, кистей, глаз, тела) Соединение муз. материала с танцевальными движениями. Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Практика: Постановка вокального номера с использованием хореографических элементов, сценического образа в условиях сцены. 12 Игры на раскрепощение. Тема 3. Работа с микрофоном Теория: Устройство микрофона. Практика: репетиционные занятия на сцене сопровождении и без сопровождения фонограммы. Тема 4. Пение по фонограмму Теория: фонограмма. Анализ сопровождения Практика: ритмической, с микрофонами тембровой, в основы пение под фонограмму с использованием «бек» вокала/ без «бек» вокала; работа над чистотой интонирования: слуховой контроль, координирование слуха и голоса во время исполнения в микрофон. Тема 5. Ансамбль. Унисон Теория: Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование а капелла. Практика: В хоровом исполнении учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путѐм одновременного начала и окончания пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию. Раздел 5. Концертная деятельность Теория: Работа с обучающимися по культуре поведения на сцене, умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов Практика: Концертные номера Раздел 6. Диагностические занятия Тема 1. Диагностический Теория:. определение начального уровня развития певческих навыков детей. Практика: выполнение гимнастики для губ и языка; распевание знакомых попевок; исполнение знакомых, ранее выученных песенок. Тема 2. Контрольный Теория: определение конечного уровня развития певческих навыков детей, эффективность проведенной работы. Диагностика уровня развития певческих навыков детей вокальной студии на конец года. Практика: 13 выполнение гимнастики для губ и языка; распевание знакомых попевок; исполнение знакомых, ранее выученных песенок. Раздел 7. Итоговые занятия, творческие отчеты Теория: обобщение, повторение пройденного материала. Практика: выполнение упражнений из пройденных тем. Концертное выступление 14 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные: Сформированы: Устойчивый интерес к пению с музыкальным сопровождением и без него; Навыки вокального исполнительства: правила исполнения, виды дыхания, средства музыкальной выразительности Первоначальный исполнительский опыт (соло, в ансамбле, в группе); Умение передавать в пении музыкальный образ, используя для этого как певческие навыки, так и средства музыкальной выразительности: тембр голоса, динамические оттенки, характер звуковедения и др.; Сформированы базовые вокально-интонационных навыки и ладовое чувство; Применяют правила пения на практике. Метапредметные: Развиты музыкально-сенсорные способности (звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух); Развито умение эмоционально переживать создаваемый в пении образ, используя для этого жесты, мимику, выражение глаз и др.; Развито стремление самостоятельно исполнять песни различного характера Развито чувство ритма. Применяют упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром; Проявляют музыкальные способности в импровизации ритмических композициях. Навыки пения в ансамбле- петь чисто ансамблем в унисон. Сценически оформлять концертный номер. Личностные: Воспитание внимания, самостоятельность, волевые и коммуникативные качества, умение взаимодействовать в коллективе; Воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры. 15 Раздел 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. Календарный учебный график № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов Недель в I полугодии Недель во II полугодии Начало занятий Каникулы 9 10 Выходные дни Окончание учебного года Сроки 30 30 1 1 14 16 14 сентября 21 декабря – 9 января 26 апреля 2.2. Условия реализации программы Материально техническое обеспечение музыкальный зал; цифровое пианино CASIO; Мультимедиа проектор, экран; Музыкальный центр; Ноутбук; Акустическая система (колонки, усилитель, пульт с коммуникациями, микрофоны); Сборники нот (картотека); Фонотека (картотека); Наглядно-иллюстративный материал; Музыкально-дидактические игры и пособия; Музыкальные инструменты для детей; Музыкальные игрушки. Кадровое обеспечение Данную программу реализует педагог высшей квалификационной категории, имеющий высшее педагогическое образование, по должности музыкальный руководитель. 16 Методические материалы № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Название пособия Обоснование использования «Игровая методика Пособие включает описание методики и обучения детей практический материал с нотным пению» О.В. Кацер приложением, интересные по содержанию формы и приѐмы работы по игровому обучению пению детей дошкольного возраста. «Вокально-хоровая Использование упражнений и игр, конспектов работа в детском занятий по развитию детского голоса и слуха саду» М.Ю. позволяет разнообразить вокально-хоровую Картушина работу с дошкольниками. «Гамма» В.А. Шейн. Методика обучения детей 3-6 лет основам музыкального творчества и музыкального Сценарии языка. Данное пособие позволяет ввести детей музыкальнов мир музыки, познакомить с музыкальной развивающих игр по грамотой и живой, непринуждѐнной форме – обучению детей 3-6 форме игры, сценки, сказки, забавного лет музыкальной стихотворения или интересной истории из грамоте (Выпуск №1, жизни любимых детских персонажей и №2, №3) игрушек. Эти игры помогут развитию у ребѐнка слуха, чувства динамики и ритма. «Учите детей петь» 5– В книге даются система и подробные 6 лет. Составитель методические рекомендации для обучения Т.М. Орлова, С.И. певческим навыкам детей 5-6 лет. Обширный Бекина. музыкальный материал включает народные песни и песни современных композиторов. Он подобран в соответствии с требованиями программы и с учѐтом индивидуальных творческих возможностей детей. «Учите детей петь» 6– В данном пособии подобраны упражнения, 7 лет. Составитель попевки, песни для детей 6-7 лет в Т.М. Орлова, С.И. соответствии с требованиями программы и с Бекина. учѐтом индивидуальных творческих возможностей детей дошкольного возраста. «Музыкальный Данное пособие позволит ввести ребѐнка в мир букварь» музыки и воспитать эмоциональное и осознанное отношение к ней. Н.А. Ветлугина «Учим петь детей 5–6 В книге представлены упражнения на развитие лет» С.И. Мерзлякова голоса и музыкального слуха детей 5-лет, 17 8. «Учим петь детей 6–7 лет» С.И. Мерзлякова 9. «Музыкальнодидактические игры дошкольников» Н.Г. Кононова. 10. 11. 12. 13. «Развитие музыкальных способностей детей» М.А.Михайлова «Этот удивительный ритм» И.М.Каплуновой и И.А.Новоскольцевой «Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста» Г.А. Праслова. «Детство с музыкой» А.Г.Гогоберидзе, В.А.Деркунская песни первой и второй степени трудности. Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей. Тематический и обучающий диапазон упражнений и песен расширен за счет дополнительного материала. В книге представлены упражнения на развитие голоса и музыкального слуха детей 6-7 лет, песни первой и второй степени трудности. Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей. Тематический и обучающий диапазон упражнений и песен расширен за счет дополнительного материала. Пособие содержит большое количество музыкально-дидактических игр, способствующих развитию музыкальных способностей: мелодического слуха, чувства ритма, музыкальной восприимчивости, познакомит детей с основами музыкальной грамоты. Применение данного пособия позволяет использовать интересные задания, игры для развития творческих способностей ребѐнка в различных видах музыкальной деятельности. Пособие содержит интересные по содержанию формы и приѐмы работы по развитию чувства ритма у детей. Использование данного пособия позволяет повысить уровень педагогической компетентности, так как в нѐм обобщаются современные достижения в музыкальном образовании детей. Пособие содержит большое количество практических материалов: описание диагностического инструментария, подбор детского музыкального репертуара, конспекты игр и занятий с детьми; представлены современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития. 18 Методы обучения Методы вокальной педагогики: Концентрический метод направлен на формирование вокальных навыков. Фонетический метод направлен на настройку певческого голоса на правильное звукообразование, а так же на его исправление. Объяснительно – иллюстративный метод с репродуктивным, при котором дети, подражая, воспроизводят услышанное. Метод мысленного пения направлен на развитие музыкально – слуховых представлений. Метод учит внутренней сосредоточенности, предохраняет голос от переутомления. Метод сравнительного анализа, при котором сравниваются различные образы звучания голоса, дети учатся отличать правильное звукообразование от неправильного, учатся оценивать собственное исполнение, при этом формируется навык самоконтроля. Фонопедический метод В.В.Емельянова заключается в использовании доступных упражнений, адаптированных к особенностям детского восприятия и физиологическим возможностям голосового аппарата дошкольников. Педагогические технологии технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология Средства обучения - Флэшкарты с видео- материалом, музыкальными записями. - СД- диски музыкальных записей. - Магнитная доска. - Озвученные детские музыкальные инструменты: металлофоны, деревянные ложки, бубны, бубенцы, колокольчики, гармошки, погремушки, дудочки, маракасы, трещотка, тарелки, барабаны, музыкальные треугольники, кастаньета. - Неозвученные детские музыкальные инструменты : балалайки, гитара. - Музыкально – дидактические пособия, игры : 19 «Музыкальная азбука», « Песня, танец, марш», «Птица и птенчики», «Качели», «Лесенка», «Ритмическое лото», « Узнай свой инструмент», « Громко – тихо». - Мягкие и пластмассовые игрушки – наглядное пособие : белочка, медвежонок, зайчонок ,лиса, собачки, кошечки, мышата, куклы, матрешки, большая неваляшка. - Иллюстрированный наглядный материал (картинки, иллюстрации). - Наличие музыкально – дидактического материала : фонограммы «минус» музыкальных композиций различных стилевых направлений; видеозаписи выступлений исполнителей различных стилевых направлений (классика, джаз, эстрада, народная музыка). Формы занятий Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики. Алгоритм занятий 1. Вводная часть. - Приветствие. Упражнения, направленные на подготовку голосового аппарата ребѐнка к разучиванию и исполнению вокальных произведений (разучивание и выполнение дыхательной, артикуляционной гимнастик, музыкальнодидактические игры, распевки, интонационно-фонетические упражнения, скороговорки, чистоговорки, упражнения для распевания). Знакомство и работа над песенным репертуаром. Пауза 1-2 минуты 2. Основная часть. Работа над песней. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками. 3. Заключительная часть. Исполнение песни целиком или выученного фрагмента. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением. Игра. Чѐткая структура занятий имеет особое значение. Хорошо продуманная последовательность видов работы, чередование лѐгкого материала и трудного, напряжения и разрядки делают занятия продуктивными и действенными. На занятиях в зависимости от темы урока используются определенные формы работы. (Приложение 2) 20 2.3. Формы контроля и оценочные материалы В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются два вида результатов (диагностик): 1. первичная диагностика певческих способностей детей. Цель диагностики – выявление основных свойств певческого голоса, к которым относятся звуковой и динамический диапазон, качество тембра и дикции. Свойства певческого голоса во многом определяются природными данными ребенка. Диагностическая методика разработана на основе методик: - Н.А. Ветлугиной «Уровень музыкального развития детей, раздел «Пение», - К.В. Тарасовой «Развитие звуковысотного слуха», - О.П.Радыновой «Развитие музыкально-слуховых представлений», - М.Л. Лазарева «Уровень развития дыхания», а также - Т.М.Орлова и С.И.Бекина. Рекомендаций по развитию детского голоса. Она заключается в следующем: - перед началом пения педагог отмечает особенности звучания голоса в речи: тембр, динамику, приблизительную высоту основного тона. Для этого ребенок может рассказать любое стихотворение, или педагог может побеседовать с ним. - Ребенок поет песню по своему выбору самостоятельно, без музыкального сопровождения. Педагог подхватывает тональность и поддерживает пение ребенка аккордами (для определения природного регистра детского голоса). - Ребенок поет короткую попевку в разных тональностях, двигаясь по полутонам вверх и вниз (для определения верхней и нижней границ общего диапазона голоса). Результаты диагностики оцениваются по соответствующим критериям и заносятся в таблицу. (Приложение 3) В конце года проводится повторное диагностирование, дающее возможность наметить план дальнейшей работы Итоговая диагностика - определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы по окончанию всего курса обучения. С целью определения уровня освоения программы предусмотрено выполнение обучающимися контрольных заданий, прослушивание воспитанников, итоговая диагностика вокальных данных детей, а также итоговый практический показ результатов обучения по данному курсу. Анализ результатов освоения программы см. в приложении. 2. 21 3.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативно-правовые документы: 1. Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании». 2. Федеральный закон от31.07.2020 г. №304 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» 3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» 4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р) 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 №298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года №533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196. 9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы»); 10. Постановление Главного государственного врача РФ от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1./2.4.3598-20 эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других обьектов социальной инфраструктуры для детей, молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции. Зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2020 № 58824. СП 3.1/2.4.3598-20. 11. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года» 22 12. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 г «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Локальные документы ДОО МДОУ «Детский сад №18» - Устав Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №18» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников. Утвержден Постановлением Главы ГО Богданович от 28.02.2019 г. № 399 Методическая литература: 1. «Вокально-хоровая работа в детском саду» М.Ю. Картушина. Москва. Издательство «Скрипторий», 2010 г.; 2. «Вокально-хоровые упражнения в детском хоре» Н. Добровольская. Музыка 1987 г.; 3. «Гамма» В.А. Шейн. Сценарии музыкально-развивающих игр по обучению детей 3-6 лет музыкальной грамоте (Выпуск №1, №2, №3) Москва. Издательство «ГНОМ и Д» 2002 г.; 4. «Игровая методика обучения детей пению» О.В. Кацер. «Музыкальная палитра» Санкт-Петербург. 2008 г.; 5. «Как рыжик научился петь» Л.М. Абелян - М.: Советский композитор, 1989 г.; 6. «Музыка – детям» Н.А. Метлов. Москва. Просвещение, 1985 г.; 7. «Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугина, М. Музыка, 1997 г.; 8. «Музыкально-дидактические игры дошкольников» Н.Г. Кононова. Москва. Издательство «Просвещение» 1982 г.; 9. «Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах» Н.Г. Кононова. Москва. Издательство «Просвещение», 1980 г.; 10. «Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон»» Э.П. Костина. «ЛИНКА-ПРЕСС», Москва. 2008 г.; 11. «Развитие голоса. Координация и тренинг» В. Емельянов. СанктПетербург. 2000 г.; 12. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению» Г.П. Стулова – Москва, 1992 г.; 13. «Развитие музыкальных способностей детей» М.А. Михайлова – Москва, 1992 г.; 14. «Ступеньки музыкальной грамотности» Г.А. Струве. Санкт-Петербург. Лань, 1999 г. 15. «Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста» Г.А. Праслова. Санкт-Петербург. Детство-Пресс 2005 г.; 16. «Учим петь детей 5–6 лет» С.И. Мерзлякова, 2014; 17. «Учим петь детей 6–7 лет» С.И. Мерзлякова, 2014; 23 Список интернет – ресурсов http://www.mp3sort.com/ http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm http://forums.minus-fanera.com/index.php http://alekseev.numi.ru/ http://talismanst.narod.ru/ http://www.rodniki-studio.ru/ http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm http://www.lastbell.ru/pesni.html http://www.fonogramm.net/songs/14818 http://www.vstudio.ru/muzik.htm http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/ http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed http://www.notomania.ru/view.php?id=207 http://notes.tarakanov.net/ 24 4.ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ Приложение 1 Методы и приемы по реализации задач программы Игровой метод: игры и упражнения на развитие голоса, артикуляции, певческого дыхания; развивающие игры с голосом; игры – превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения; театральные, мимические этюды; игры: музыкальные, на развитие песенного творчества; музыкально-дидактические и коммуникативные игры и упражнения. Словесный метод: беседы, направленные на ознакомление с правильными певческими установками, эмоциональное восприятие художественно-образного содержания вокальных произведений; скороговорки на развитие дикции; творческие игры со словом. Наглядный метод: наглядно-слуховой метод (включает приемы выразительного исполнения песен, попевок педагогом); наглядно-зрительный (включает показ иллюстраций к песням, музыкальнодидактическим играм). Практический метод: песни-миниатюры; упражнения на формирование правильной певческой осанки, развитие дикции, дыхания, артикуляции; песенные импровизации (разыгрывание маленьких музыкальных сценок, для развития песенного творчества). Применение дополнительных методов обучения, дают возможность легко усваивать материал и повышают уровень знаний, умений и навыков обучающихся. 25 Приложение 2 Чѐткая структура занятий имеет особое значение. Хорошо продуманная последовательность видов работы, чередование лѐгкого материала и трудного, напряжения и разрядки делают занятия продуктивными и действенными. На занятиях в зависимости от темы урока используются следующие формы работы: 1. показ вокальных приѐмов, правильного выполнения упражнений; 2. прослушивание разучиваемого произведения, отдельной его партии; исполнения какого-либо эстрадного певца; 3. устный анализ услышанного (увиденного) способствует пониманию правильного звучания (при этом полезно сравнивать правильно и неправильно сформированное звучание) или правильно исполненного движения, ритма; 4. разучивание - по элементам; по частям; в целом виде; разучивание музыкального материала, стихотворного текста, танцевальных элементов; 5. репетиционные занятия концертным выступлениям. - подготовка готовых эстрадных номеров 26 Приложение 3. Диагностика развития певческих навыков детей Уровень Звуковысотный слух Точность интонирования Задержка дыхания на вдохе (гипоксическая проба) Задержка дыхания на (звуковая вдохе проба "М") Особенности тембра Ф.И.ребенка Сила звука № п/п Певческий диапазон Дата диагностирования:________________________ ______________-Высокий уровень овладения вокально-хоровыми навыками. ______________-Средний уровень овладения вокально-хоровыми навыками. ______________-Низкий уровень овладения вокально-хоровыми навыками. Критерии диагностики уровня развития певческих навыков для детей от 5-7 лет 2. 3. Критерии Особенности голоса № п/п 1. 5. Развитие дыхания 4. Показатели Уровень Низкий Сила звука Голос слабый Особенности тембра В голосе слышен хрип или сип. Голос тусклый, невыразительн ый Диапазон в пределах 2-3 звуков Певческий диапазон Продолжительно Менее 15 сек сть дыхания (звуковая проба "М") Задержка Менее 16 сек дыхания на вдохе Средний Высокий Голос не очень сильный, но ребенок может петь непродолжительное время достаточно громко Нет ярко выраженного тембра. Но старается петь выразительно. Голос сильный Диапазон в пределах возрастной нормы (ре-си) Широкий диапазон по сравнению с нормой 15-17 сек Более 17 сек 16-18 сек Более 18 сек Голос яркий звонкий, 27 Музыкальнослуховые представления 7. Точность интонирования 8. Развитие звуковысотного слуха 6. Звуковысотный слух Пение знакомой мелодии с поддержкой голоса педагога. Неумение пропеть незнакомую попевку с сопровожден ием после многократно го ее повторения Интонирован ие мелодии голосом как таковое отсутствует вообще и ребенок воспроизвод ит только слова песни в ее ритме или интонирует 1-2 звука. Не различает звуки по высоте. Пение знакомой мелодии с сопровождением при незначительной поддержке педагога. Пение малознакомой попевки с сопровождением после 3-4 прослушиваний. Пение знакомой мелодии с сопровождением самостоятельно. Пение малознакомой попевки с сопровождением после 1-2 прослушиваний Ребенок интонирует общее направление движения мелодии. Возможно чистое интонирование 23 звуков. Чистое пение отдельных фрагментов мелодии на фоне общего направления движения мелодии. Различение звуков по высоте в пределах октавы и септимы. Различение звуков по высоте в пределах секты и квинты Низкий уровень – 1 балл Средний уровень – 2 балла Высокий уровень – 3 балла При определении общего уровня развития и овладения вокально-хоровыми навыками все баллы суммируются. Набранные ребенком баллы: - 14-22 – низкий уровень - 23-33 – средний уровень - 22-44 – высокий уровень. Приложение 28